Вешки парламентского года
Итоги парламентского года подвел на пресс-конференции
член Совета Федерации Валентин Межевич. По его мнению,
важнейшими законопроектами, рассмотренными законодателями в
этом году, являются пакеты по реформированию МПС и
энергетики. При нормальном развитии событий оба будут приняты
уже в этом году. Валентин Межевич подчеркнул, что главная
задача сегодня — сделать этот процесс наименее болезненным для
населения.
Модель реформирования обеих отраслей принципиально
одинакова — разделение отрасли на три сектора с созданием
конкуренции в двух из них и сохранение монополии государства в
одном. Казалось бы, конкуренция — это всегда хорошо. Однако
уже сейчас ясно, что выстроить, например, конкуренцию
предложений после выделения самостоятельных перевозочных
компаний на железной дороге при повсеместно наблюдаемой
нехватке подвижного состава крайне сложно. Каким будет
рост железнодорожных тарифов после того, как государство
перестанет их контролировать, не могут предсказать даже высокие
чины Министерства путей сообщения. После реформирования
МПС, вероятнее всего, начнет освобождаться от «социалки»,
потому что непонятно, какой сектор должен ею заниматься.
Естественно, железнодорожные больницы, школы и жилой фонд,
которые нужно содержать, отойдут в ведение муниципалитетов,
что внесет определенный дисбаланс в местные бюджеты.
Еще больше вопросов вызывает реформирование энергетики.
Напомним, что законопроект был отклонен Госдумой при первом
обсуждении и его рассмотрение назначено на осень, когда
депутаты соберутся после каникул. Как рассказал Валентин
Межевич, Госдума поддержала предложение Совета Федерации по
созданию рабочей группы по рассмотрению вопросов
реформирования энергетики. Создание рабочей группы на столь
ранней стадии ( законопроект еще не прошел и первое чтение) —
исключительный случай. Подобное внимание обусловлено, с
одной стороны, значимостью отрасли для экономики всей страны,
и с другой — сложностью процесса реформирования. На
сегодняшний день жизнедеятельность энергетики регулируется
девятью законами, что явно недостаточно. Появление единого
отраслевого закона — большой шаг вперед в любом случае.
Необходимость реформирования отрасли по большей части
вызвана устойчивым ростом энергопотребления, который
наметился в России в последнее время и составляет 3% в год. При
условии устойчивого роста экономики, по прогнозам экспертов, к
2010 году ситуация грозит перерасти в системный кризис
недостатка электроэнергии.
Законопроект в его нынешнем виде имеет массу недостатков. По
мнению Валентина Межевича, он страдает излишней
декларативностью. Резкое сопротивление энергетиков вызвало
положение о сохранении регионального регулирования части
проблем, и в частности тарифов на электроэнергию. Тем не менее
отстоять свои позиции по вопросу ликвидации РЭК разработчикам
пакета законопроектов по энергетике не удалось. Частота
установления тарифов в течение года должна совпадать с
принятием бюджета, а при изменении тарифов в бюджет должны
вноситься соответствующие поправки, в противном случае
система платежей начнет давать серьезные сбои. Регулировать эти
процессы можно только на региональном уровне. Кроме того, у
ФЭК нет ресурсов для регулирования тарифов в регионах. По
мнению Валентина Межевича, РЭКам придется взять на себя
функции экспертов при рассмотрении судебных исков о
неправомерном отключении электроэнергии. После
реформирования системы самым слабым звеном может оказаться
население и малые предприятия, не разбирающиеся в
юридических хитросплетениях.