Главный "герой" -- тишина
В гуманитарном центре -- библиотеке имени семьи Полевых открылась фотовыставка Леонида Ермолинского, журналиста, писателя, профессора кафедры журналистики ИГУ. !I1! -- Мой дед был фотографом-любителем, его первая выставка состоялась в 1912 году. Моя -- спустя 90 лет, -- рассказывает Леонид Леонтьевич. -- Я начал снимать лет 40 назад, когда впервые поехал в большую командировку в Питер. Так досконально "вгрызся" в литературный Петербург, что спокойно могу работать в северной столице гидом.
Таким «гидом», на мой взгляд, Леонид Леонтьевич может
быть и по пушкинским, чеховским, бунинским, аксаковским,
булгаковским местам, где он долго и плодотворно работал,
в том числе снимая на пленку все, что посчитал самым
характерным, отвечающим духу — и человеческому и творческому
— знаменитых российских писателей и поэтов.
— Выставка уникальна, — считает известный иркутский
фотохудожник Алексей Князев. — Она непременно должна
была состояться. Как-то в моей мастерской собрались
я, Леонид Леонтьевич и Андрей Кузин, директор фонда
поддержки и развития производительных сил «Потенциал
Приангарья». Материально помог Андрей Кузин. Вместе
с Леонидом Леонтьевичем мы отобрали лучшие работы. Цифровая,
компьютерная печать, современные технологии, объединение,
переплетение взглядов моего и Ермолинского — и результат
перед вами.
С такой фотографией мне еще встречаться не приходилось:
это реконструкция литературных ощущений, восстановление
первозданного литературного слова. Пушкин был кармическим
явлением в литературе, даже пейзаж особый перед его
рождением сформировался.
Я молча и неспешно вглядываюсь в фотографии. Вроде бы
никаких «изысков», которыми так любят блистать фотографы.
Главный «герой» произведений Ермолинского… тишина.
Так он говорит сам. И это, наверное, правда. Тишина,
несуетность. Снимки как бы говорят: все в мире преходяще,
все не вечно. Но вечным остается творчество — оно остается
после тебя, оно служит человечеству долго, очень долго.
Ермолинский точно находит место, откуда надо снять
искомое: пейзаж ли это, природный ландшафт, памятник
ли…
Остается только пожалеть, что в газете нет возможности
дать фотографии в цвете. В черно-белом варианте они, конечно,
проигрывают, и, к сожалению, немало. Сам Ермолинский
сейчас мечтает о книге, иллюстрированной этими литературными
снимками:
— Я много думал и понял, как сильно влияет природа,
особенно в детстве, на мировоззрение, а значит, и на
творчество писателей и художников. Особенно везло на
пейзаж Пушкину, он жил в исключительных, особых местах,
может быть, оттуда идет удивительная гармоничность
его стихов. Не знаю, успею ли рассказать об этом людям.
!I2!
Очень хочется, чтобы успел…