Пурпурные тона... виолончели
Чистый холст. Так наверное, представляют себе начало работы не только художники. И вот с первым
звуком и с первым прикосновением кисти на холсте появилась точка, она выросла в линию. Эта линия была
продиктована логикой движения звуков. Они выстроились в ряд — все 12 тонов. И возникло чувство недоумения
и какой-то скрытой, неосознанной тревоги. А линия стала началом причудливой картины, которая отразила
кажущееся хаотичным сплетение деталей еще не рожденного на холсте, но уже промелькнувшего в сознании
художника образа.
Учащенный пульс музыки заставил и кисть двигаться быстрее, лихорадочно разбрасывая красочные
мазки. А напряжение все нарастало: аllegro сменил вальсообразный эпизод, буквально разбившийся о жесткие
токкатные построения. Что это, не крушение ли надежд? И жестокая напористость звуков воплотилась на холсте.
А нервный ритм линий обозначил чей-то глаз, подобие недремлющего ока, высматривающего что-то, словно
подглядывающего.
Так под музыку Второго фортепианного трио Владимира Карпенко, написанного в серийной технике,
создавал картину «Ночь» художник Владислав Несынов.
А затем на фоне фрагментов балета «Калейдоскоп» современного азербайджанского композитора
Фараджа Караева, работающего в стиле неоклассицизма, на другом холсте, уже не темно-синего, а ярко-красного
цвета, обозначились очертания картины «День».
Третьим в ряду современных авторов был москвич Алексей Николаев. Его Трио, включающее в себя
Импровизацию, Скерцо, Пассакалию и Финал, вернуло слушателей к тем первоосновам мелодии, когда каждый
следующий звук предслышится. Так ясно и просто определено место каждого мелодического фрагмента, так
хорошо предчувствуется его гармоническая обусловленность, что сам процесс слушания легко переключает нас в
плоскость получения удовольствия от восприятия новой красоты и соразмерности звуков. И «Ночь»
преобразилась посредством звучания этого трио. Она стала яркой, с ослепительными вспышками огней далеких и
близких, которые привнесли праздничность. Ощущение тревоги пропало, и неожиданно проступило изображение
человеческого лица.
Три пьесы Давида Кривицкого (Киев), написанные для двух блокфлейт и виолончели, вовсе рассеяли
тревожные чувства, сняли напряжение, уведя нас своими безмятежными линеарными напевами в возрожденное
на новый лад царство старинной музыки. Это была пауза в работе художника.
Потом под радужные звуки «Прогулок» чешского классика ХХ века Богуслава Мартину Вл. Несынов
продолжил «дневную» часть своего диптиха. Кстати, обе картины предназначены для украшения помещений
реабилитационного центра «Перекресток семи дорог», занимающегося лечением от наркозависимости. Так вот
«День» — это солнце и цветы, которые тянутся к нему. Кажется, что все кругом соединено тонкими нитями, все
взаимосвязано. Случайностей нет, и даже просматриваются два профиля, обращенные друг к другу. А глаза,
которые угадываются там и тут, — не значит ли это, что все кругом живое, каждый цветок, каждый лучик?
Но это яркое завершение программы не стало, однако, финалом концерта. Подбадриваемые
аплодисментами публики музыканты исполнили на бис еще одно современное сочинение — Канон
американского композитора Филиппа Бейлиса, созданный автором для наших артистов во время их гастролей в
США в 1994 году. И задорные синкопы возвестили об окончании концерта и о завершении диптиха. Так
закончился очередной вечер современной музыки и живописи, подготовленный ансамблем солистов Иркутской
филармонии под управлением заслуженного артиста России Владимира Карпенко. Ансамбль выступал в
следующем составе: Василий Шунков (флейта, блокфлейта), Галина Васенкова (скрипка), Римма Граблевская
(виолончель), Владимир Карпенко (фортепиано, блокфлейта). Все сочинения исполнялись впервые в Иркутске. И
очень приятно отметить, что эта непростая для восприятия рядового слушателя программа вызвала большой
интерес, и органный зал Иркутской филармонии был заполнен до отказа.
Публика не торопилась уходить после концерта. Конечно, все стремились подойти поближе к картинам,
чтобы рассмотреть получше творения, свидетелями рождения которых они только что стали. Поблагодарив
художника, все поздравили и музыкантов, а прежде всего — инициатора этой творческой затеи Владимира
Карпенко. Возможно, в этот вечер в зале родились не только две новые картины, но и прибавилось много новых
поклонников современной музыки. Пора наконец осваивать наследие только что ушедшего от нас ХХ века!
Пора закрывать белые пятна на музыкальной карте! И как не поблагодарить первопроходцев, открывших нам
новые красоты в неизвестной музыке, тех, кто каждый раз смело начинает с чистого холста!