Лето манит на море
Весна нынче капризная и тянучая, но, когда выпадают
жаркие дни, людям хочется отдохнуть на воде, благо
у нас судоходные Ангара, Байкал. В настоящее время
заканчивается подготовка к открытию навигации-2002
года. Какой она будет и что ждет многочисленных
туристов, пассажиров, — об этом я беседую с генеральным
директором Восточно-Сибирского речного пароходства
(ВСРП) Сергеем ЕРОЩЕНКО. Замечу, что он возглавляет
также финансово-промышленную группу «Истлэнд».
— Сергей Владимирович, как вы рискнули взвалить на себя
почти обанкротившееся предприятие, у которого с каждым
годом все больше судов оставались на мели, а в итоге
сокращались объемы перевозок, закрывались некоторые
линии. Вы считаете, что можно изменить обстановку к
лучшему?
— Да, десять лет пароходство не развивалось, так
как никто не вкладывал средств, считая бесперспективным.
Накопилась немалая задолженность по зарплате, налогам
всех уровней и кредитам. В коллективе зрели упадочнические
настроения.
Когда мы сюда пришли,выиграв конкурс на покупку госпакета
акций (34 процента), оперативно разработали программу
финансового оздоровления. И первые шаги в ее реализации
уже сделаны. Выплатили долги по зарплате и даже пытаемся
ее увеличить. Но не в виде прямых доходов, а повысив суммы
на питание плавсостава, спецодежду и другие нужды. Вовремя
платятся текущие налоги.
— Откуда взялись средства, рано или поздно их надо
отрабатывать?
— На этом этапе инвестирует «Истлэнд», ну а потом
надеемся заработать. Поэтому главное внимание с февраля
уделяем ремонту судов по графику, чтобы начать и провести
навигацию этого года успешно. С поставщиками запчастей
заключили договоры. К сезону будут восстановлены
теплоходы «Мангышлак» и «Вымпел», намечен ремонт еще нескольких
судов.
— А что будете возить, если все предыдущие годы речфлот
терял своих заказчиков, да и пассажирские перевозки не
ломились потоком. На что вы рассчитываете?
— Замечу, что со всеми традиционными нашими партнерами
заключены договоры, по которым объемы перевозок разных
грузов возрастают. Это доставка по Братскому водохранилищу
леса для Братского ЛПК, совместного предприятия.
«ТМ-«Байкал», гравийно-песчанной смеси для строителей
Братска, Ангарска. С Республикой Бурятия приняли соглашение
о завозе топлива в северные районы. Намерены также возить
по морю древесину для Байкальского ЦБК. Поступают другие
предложения от предприятий и фирм, однако их надо обосновать
экономически, экологически и расширять парк плавающих
судов. Сейчас приступаем к восстановлению сухогруза
«Балхаш», «Байкальский-3» и возродим еще один теплоход для
перевозки туристов.
— Среди причин, которые отпугивали пассажиров плавать на
судах по Байкалу, Иркутскому и Братскому водохранилищам,
были высокие тарифы. В этом направлении что-нибудь
предпринимается?
— Позиция «Истлэнда» в этом вопросе остается неизменной:
искусственно не повышать цены на свою продукцию и услуги
(в «Востсибугле» держали два года на одном уровне). И тем
не менее надо понимать, цены на билеты не могут быть ниже
себестоимости эксплуатации судов, причалов, портов. Это
ведет к убыткам, а в конечном счете, к банкротству. Такое
пароходство уже пережило.
Что касается грузовых перевозок, которые приносят основной
доход, тарифы растут на величину инфляции и компенсацию
затрат по судоходству (ГСМ, запчасти, зарплата и
налоги). Бурятия отказалась от дотаций на
плавание т/х «Баргузин» на линии до Усть-Баргузина, в
Нижнеангарск рейс «Кометы» сохраняем, даже расширяя
комфорт. Цена билетов будет на уровне железнодорожного
транспорта и авиаперевозок. (В областном центре закрыта
переправа на левый берег города).
В последние недели возник ажиотаж вокруг переправы через
Ангару из Зиминского в Боханский район. Тридцать рублей
с пассажира равнозначны проезду в пригородном автобусе.
1000 руб. с грузовых машин— это коммерческий тариф, и
само предприятие определяет, как ему выгоднее ездить:
кружным путем через Иркутск или напрямую. Время — деньги.
— Очень много нареканий всегда вызывала паромная переправа
МРС-Ольхон. К середине мая она еще не действовала. В чем
дело?
— Речники практически все выполнили, чтобы она
курсировала. Загвоздка опять же в оплате за эксплуатацию
т/х «Дорожник». Ранее все ездили бесплатно, а расходы
ВСРП компенсировала (в мизерных суммах) областная служба
дорог, которая не оплатила расходы за 2001 год. Видимо,
ныне придется вводить оплату за переправу через малые
ворота Байкала. В первую очередь с грузовиков и легковых
машин, а люди должны платить минимальную цену. Эта
проблема не только пароходства, но власти.
— Ну что ж, удачного вам плавания в новой навигации!