издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Речники на подъеме

  • Автор: Беседовала Ольга АЛЕКСАНДРОВА

Интервью с генеральным директором ОАО "Осетровская РЭБ флота" Николаем Труфановым - Николай Степанович, какие изменения в работе "Осетровской РЭБ" произошли за последние годы?

— В 1998 — 1999 гг. производственно-финансовое положение предприятия было
дестабилизировано. Тогда в соответствии с постановлением Правительства РФ «О
введении особого (чрезвычайного) порядка завоза продукции (товаров) в районы
Крайнего Севера» шла интенсивная перевозка грузов, не обеспеченная оплатой.
Предприятие понесло многомиллионные убытки.
За последние три года ситуация на «Осетровской РЭБ» значительно улучшилась.
Например, если в навигацию 1999 года мы перевезли 160,4 тыс. тонн грузов, то в 2001 —
186,3 тыс. тонн. Соответственно увеличились доходы предприятия (с 38 млн.
рублей до
104 млн. рублей) и средняя заработная плата (с 2,2 тыс. рублей до 3,8 тыс. рублей). С
ростом платежеспособности заказчиков, увеличилась доля «живых» денег в расчетах.

Работа «Осетровской РЭБ» показала, что предприятие может нормально работать,
платить налоги, заработную плату и рассчитываться с долгами. В прошлом году
сотрудники МНС, изучив экономику и финансовое состояние РЭБ, решили предоставить
предприятию право реструктуризации долгов. И не ошиблись, текущие платежи
аккуратно уплачиваются, долги по графику гасятся. В частности, в 2000 г. платежи в
бюджет и внебюджетные фонды составили 8 млн. рублей, в прошлом году — 24 млн
рублей, а в этом году планируем заплатить уже около 35 млн. рублей. Помимо этого, мы
выполнили все обязательства перед кредиторами, с которыми у нас были проблемы в
начале банкротства.

С улучшением ситуации на предприятии у нас появилась возможность создавать
новые рабочие места. Коллектив «Осетровской РЭБ» ежегодно пополняется на 10 — 20
человек. Мы активно берем на работу молодежь, выпускников Осетровского речного
училища. Уверен, молодые, перспективные кадры усилят «Осетровскую РЭБ флота».

— Назовите хотя бы некоторые причины, которые позволяют предприятию
стабильно работать.

— Это причины экономического и технического характера. Во-первых, сегодня у нас
не только самая низкая стоимость перевозок водным транспортом, но и предоставляются
различные скидки. Также возможны перевозки в кредит через ООО «Верхнеленский
коммерческий банк», экспедирование и страхование груза.

Во-вторых, у «Осетровской РЭБ» самый молодой флот на реке Лене, средний
возраст судов — 10 лет, в то время как у конкурентов — 25 — 30 лет. Важно, что мы имеем
возможность ремонтировать свой и чужой флот на собственной ремонтной базе.

Также нашим конкурентным преимуществом является высокая доля «мелкосидящих
судов», которые имеют возможность проходить по мелководью, это позволяет
обслуживать населенные пункты, расположенные в мелких местах рек. Кроме того,
наличие причала дает возможность оперативно переваливать груз с железнодорожных
составов на суда.

И еще одно составляющее успешной работы — высокая доля в составе флота судов-
сухогрузов, в том числе для перевозки сыпучих материалов, в отличие от флота
конкурентов, где превалируют нефтеналивные суда. Хотя, отмечу, что мы собираемся
часть флота из сухогрузных баржей и СК (сухогрузов-контейнеровозов) переоборудовать
на нефтеналивной. Первый опыт оказался удачным: два нефтеналивных судна успешно
эксплуатируются, они хорошо зарекомендовали себя. Это открывает хорошие
перспективы для «Осетровской РЭБ», поскольку сейчас растут объемы перевозок нефти с
северных месторождений Иркутской области, с Талаканского нефтегазового
месторождения в республике Саха (Якутия).

Так что, «Осетровская РЭБ» жизнеспособна, полностью функционирует и готова
работать на полную мощность.

— А как руководство «Осетровской РЭБ» заботится о своем коллективе?

— На предприятии хорошо налажено сотрудничество профсоюза и руководства
предприятия. Люди — наша основная ценность, источник успехов и достижений
«Осетровской РЭБ». На предприятии работают более восьмисот человек. Для их отдыха
и лечения мы покупаем путевки на Усть-Кутский курорт. Также большое значение
уделяем занятиям спортом, в частности, коллектив «Осетровской РЭБ» активно посещает
бассейн. Все работники застрахованы в «Верхнеленском обществе взаимного
страхования» и в СК «Ангара».

Конечно, мы хотим делать больше, но средства пока не позволяют. Но ситуация на
предприятии улучшается, значит, и забота о коллективе будет возрастать.

— Как повлияла попытка обанкротить предприятие на его работу? Возможна
ли повторная попытка?

— Это очень сильно повлияло на социальную ситуацию на предприятии,
дестабилизировало ее. Люди, когда услышали слово «банкротство», начали искать
другую работу. Около 30% специалистов ушло с предприятия, даже не дожидаясь
результатов происходящего. Это были профессионалы своего дела, сегодня найти таких
людей очень сложно.

Кроме того, попытка обанкротить предприятие ухудшила наши отношения с
заказчиками. Кто станет работать с банкротом? Никто. К счастью, сейчас все это позади.
Повторится ли попытка банкротства? Думаю, нет. Руководству «Осетровской РЭБ»
удалось договориться с кредиторами, заключить мировое соглашение и
реструктуризировать долги, что явилось основанием для прекращения процедуры
банкротства.

Отмечу, если бы предприятие признали банкротом, это могло бы привести к утрате
ею стратегического государственного значения и тяжелым социальным последствиям.

— Николай Степанович, насколько мне известно, «Осетровская РЭБ» активно
сотрудничает с ООО «Верхнеленский коммерческий банк». Как это отражается на
работе предприятия?

— Только положительно. Предприятие работает сегодня, в основном, за счет
банковских кредитов, своих оборотных средств не хватает. Причины этого в том, что не
все муниципальные образования своевременно рассчитываются за оказанные им услуги.
Например, администрация Мамско-Чуйского района не рассчитывалась с нами
несколько лет, при этом ее долг составляет более 20 млн. рублей. Кроме того, все
расчеты по навигации осуществляются только по факту, когда уже груз доставлен. Мы с
этим согласны, это многолетняя практика. Но суда к навигации надо готовить заранее,
топливо закупать тоже. Поэтому мы, для того чтобы навигация прошла успешно и была
возможность развивать производство, привлекаем кредиты банка. «ВЛКБ» идет нам
навстречу, потому что понимает, что стабильная работа предприятия
— гарантия его доходности.

Также мы развиваем деловое сотрудничество с «Альфа-банком», «ГУТА-банком»,
«УралСибом», инвестиционной компанией «Единство».

Практика показала, что «Осетровская РЭБ» является надежным партнером, всегда
готовым к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях.

— Николай Степанович, как складываются взаимоотношения с местными и
областными властями?

— 51% акций «Осетровской РЭБ» принадлежит государству. Оно основной заказчик,
поскольку 60% всех объемов перевозок предприятия — это уголь для муниципальных
нужд. От объемов завоза угля зависит дальнейшее существование «Осетровской РЭБ»:
будет работа, будут и доходы, и платежи в бюджет, и рабочие места. Поэтому мое
однозначное мнение, что только плотная совместная работа с администрацией
Иркутской области, с администрациями Мамско-Чуйского, Бодайбинского и Усть-
Кутского районов дает реальную перспективу строить долгосрочную перспективу
развития «Осетровской РЭБ».

Сегодня с местными властями отношения складываются нормальные. Мэра Усть-
Кута, где находится «Осетровская РЭБ», мы давно знаем. Уверены, что он будет
поддерживать и отстаивать интересы осетровских речников, заботиться о том, чтобы
предприятие развивалось, помогать ему в этом.

С областной администрацией тоже сложились хорошие рабочие отношения. После
того, как она взяла тему навигации и северного завоза под свой контроль, ситуация
коренным образом изменилась. Все финансовые взаиморасчеты между хозяйствующими
субъектами, участвующими в навигации, стали проводиться полностью. В результате,
согласованная и ритмичная работа всех участников завоза позволила организованно и
своевременно провести навигации последних двух лет.

В этом году руководство области вновь четко прорабатывает все вопросы
подготовки и хода навигации, это гарантирует ее успех.

Мы видим, что администрация Иркутской области поддерживает осетровских
речников, дает им возможность доставлять уголь и другие грузы, а не конкурентам. Это
еще раз подтверждает, что областные власти заинтересованы в развитии «Осетровского
речного порта», «Осетровской РЭБ». Сейчас все расчеты по перевозкам грузов с
речниками идут своевременно. Это, безусловно, радует. Надеюсь, так будет и в
дальнейшем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры