издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Марков: Если не Путин и Буш, - то бен Ладен

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что настало время политических решений, способных прекратить противостояние России и Запада, и совместно выстроить очертания нового мирового порядка.

Время наступило. Май — июнь 2002 года — это
череда саммитов российского президента с
ведущими западными лидерами и организациями.
После 11 сентября всем стало понятно, что
старый миропорядок уже не сможет
существовать без изменений. Однако новый
миропорядок так и не сформировался, если не
считать готовности США взять на себя бремя
лидерства на планете.

Майско-июньская череда саммитов может решить
одну застарелую проблему, которая досталась
нынешним лидерам как результат окончания
«холодной войны», — прекращение изоляции
России, возвращение ее в число ведущих
европейских государств, приобретение ею
статуса и обязательств члена ведущих
политических и экономических организаций
Запада. Российская элита никак не может в
это поверить. Продолжает жить в прошлом и
значительная часть внешнеполитической элиты
США и европейских стран.

Россия и США: президенты и бюрократии. За
время предыдущих встреч президенты США
и России, сосредоточив свое внимание на
новых реалиях и новых угрозах миру после
11 сентября, смогли обеспечить очень
серьезные прорывы в российско-американских
отношениях и отношениях между президентами
двух стран. Несмотря на это, возникла
опасная ситуация разрыва между президентами,
с одной стороны, и внешнеполитическими
элитами и бюрократиями обеих стран, с другой
стороны. Так как часть элит и бюрократия во
многом оказались не готовы и даже против
происходящих перемен. Этот разрыв между
президентами и бюрократиями должен быть
ликвидирован.

Ликвидировать этот разрыв можно двумя
основными путями: или президенты будут
вынуждены отойти от той модели доверия и
сотрудничества, которую они смогли
достигнуть во время предыдущих переговоров,
или элиты и бюрократии двух стран должны
будут принять президентскую схему
взаимодействия. В какой-то мере произойдет
движение в двух направлениях. Но какое из
них станет доминирующим — президенты
заставят свои правительства и элиты идти
быстрее вперед или элиты и аппараты заставят
президентов откатиться назад, — этот вопрос
остается открытым. Он и будет решаться во
время саммита. Конкретные договоренности,
степень их проработанности, все это —
свидетельства направления развития
отношений: подтягивается бюрократия вперед
или назад откатываются президенты.

Вызов времени: необходимость лидерства.
Сегодня Путин и Буш выступают теми мировыми
лидерами, чье поведение в наибольшей степени
соответствует новой реальности. Многие
международные организации и лидеры самых
влиятельных стран мира после 11 сентября
оказались не способны адаптироваться к новым
реалиям и выработать новую стратегию
поведения, заняли выжидательную позицию.
Европейцы, привыкшие жить под ядерным
зонтиком США, а также занятые построением
единой Европы, уклоняются от
ответственности, не готовы брать на себя
бремя лидерства, да и не обладают еще
едиными влиятельными политическими
инструментами в рамках единой Европы. Китай,
по логике древней китайской мудрости,
предпочитает не ввязываться в драку, а
сидеть в ветвях и смотреть, как внизу
дерутся два тигра.

Образовался вакуум лидерства, что очень
опасно в переломный момент. Сегодня только
три субъекта демонстрируют готовность к
новым решениям: Путин, Буш и «бен Ладен»
(под которым следует понимать структуры
мирового террористического интернационала).
Путин и Буш обязаны стать лидерами, взять на
себя ответственность за инициативу. Если это
не сделают они, то ведущим политическим
субъектом, определяющим принципы нового
мирового порядка, станет международный
террористический интернационал (построенный,
разумеется, не как единая организация, а как
сеть, что, впрочем, вполне соответствует
наиболее современным принципам построения
сложных организованных систем). Если не
Путин и Буш, то бен Ладен.

Поэтому именно перед ними становится
важнейшая задача — сформулировать принципы,
на основе которых будет формироваться новый
мировой порядок, указать направления, в
которых будет эволюционировать роль
важнейших международных организаций. Если не
они, то сегодня никто другой не готов
сформулировать принципы нового мирового
порядка. Это — вызов Путину и Бушу со
стороны времени. Способны ли они будут
ответить на него — покажет этот саммит и
последующие встречи, и их политические
решения.

Миссия Путина и Буша — вернуть Россию в ряд
европейских стран. История создала
предпосылки и для решения другой задачи —
возглавить возвращение России в европейское
сообщество наций (к концу XX века ввиду мощи
США трансформировавшееся в
евроатлантическое), в которое она органично
входила на протяжении столетий, но от
которого оказалась отсоединена в результате
правления коммунистов. Россия уже во многом
прошла процесс внутренней трансформации, ее
политическая система — демократическая (а с
точки зрения прав национальных меньшинств —
самая демократическая в Восточной Европе),
экономика — рыночная.

Настало время для присоединения России к
основным европейским и евроатлантическим
союзам. В этом может быть миссия связки
Путин — Буш. Задача возвращения России в
Европу состоит из двух частей: внутренней и
внешней. В этой паре Путин может отвечать за
быструю вестернизацию внутрироссийских
политических, экономических и других
институтов, а Буш — за интеграцию России в
систему западных союзов.

Россия и НАТО. Саммит в Риме, который
последует сразу за саммитом Путин — Буш,
откроет первую страницу в решении важнейшего
вопроса — формирования новой системы
безопасности в Европе и ее окрестностях.
Несколько факторов позволяют говорить о
возможном окончании «холодной войны». 1.
НАТО готово наконец трансформироваться из
военного оборонительного союза, чья
бюрократия напряженно ищет себе работы для
сохранения бюджетов, в организацию
деятельного поддержания коллективной
безопасности. Новый механизм «двадцатки», в конце
концов, должен стать главным политическим
органом, ответственным за коллективную
безопасность. В «двадцатку» в перспективе могут
войти и другие страны. 2. Сейчас имеется
шанс прекратить противостояние Запада и
России, которое продолжалось почти все XX
столетие. Полноценное включение России и
НАТО в новую организацию, ее эффективная
работа — залог всеобщей безопасности и залог
интеграции России в западные политические и
экономические структуры.

Россия и Евросоюз. Начинающийся после
саммита в Риме саммит Россия — ЕС проходит в
условиях, когда, с одной стороны, становится
все более очевидным сотрудничество на новых
основаниях, формирование единой Европы, а с
другой стороны, бюрократия как России, так
и Евросоюза не готова проводить политику,
отвечающую новым реалиям. Среди тех
руководителей стран, которые соберутся в
Риме и Москве, будут и лидеры, и бюрократы.
Бюрократы, случайно оказавшиеся у руля своих
стран благодаря высокой степени
политической стабильности в Европе, и в этот
период формирования новых институтов,
страшась перемен, будут тормозить развитие;
а политические лидеры, готовые ответить на
вызов времени, будут идти вперед, используя
перемены для изменения работы международных
организаций и выполнения новых задач.
Дискуссия на саммите покажет, кто есть кто
и готова ли Европа к обновлению,
возглавляется ли она лидерами.

Страна.Ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры