Дом, где хозяйкой -- культура
Мы сидим в небольшом зале училища культуры и вместе
со зрителями-детьми смеемся над проделками Пеппи Длинныйчулок.
Но сюжет, который показывают студенты — выпускники
отделения режиссеров-продюсеров, непривычен, в нем играется
импровизация на тему известной сказки Астрид Линдгрен.
Студенты вместе со своим педагогом Ольгой Александровной
Кирьяновой придумали действие сами — это плод их воображения,
умение организовать игру.
Собственно, этот спектакль — многое из того, что должен
делать режиссер, которому предстоит заниматься художественной
самодеятельностью. Но, может быть, чем-то другим? Мало
ли что может встретиться на жизненном пути выпускника
училища культуры. Одни продолжат учебу, другие приедут
к себе домой, и в клубе, где будут работать, может понадобиться
не просто режиссер — организатор всей культурной жизни
села.
Около шестидесяти процентов ребят на всех факультетах
училища учатся по направлениям администраций мест, откуда
они приехали, и обязаны будут вернуться. Выбор профессии
для них не спонтанный шаг, он вполне обдуман, основан
на природных способностях и желании посвятить себя организации
досуговой жизни своих односельчан.
Село сегодня изменилось (не будем говорить о плохом),
в некоторых автобус ходит, потому что пешком от края
до края его не обойти, а люди не просто колхозники —
акционеры своего хозяйства. Много специалистов, которые,
занимаясь своим делом, заботятся о том, чтобы дети
у них росли образованными и развитыми. Клуб тоже изменился,
он стал местом, куда приходят люди по интересам: пожилые
— иногда чайку попить, о жизни порассуждать, молодежь
— научиться чему-нибудь.
Многие студенты, понимая, что спрос по возвращении
с них будет строгий, пользуются системой, которую им
предложило училище, учатся в Иркутске три года на дневном
отделении, а потом переводятся на заочное в Восточно-Сибирскую
академию культуры и искусства. Еще три года — и они специалисты
с высшим образованием, причем с практикой.
По сути, училище культуры готовит ребят по двум специальностям
— библиотечное дело и социально-культурная деятельность.
С библиотекарями, кажется, все понятно: они постигают
основу знаний учета книг, их классификации, выдачи,
одним словом, «ведения» книг. Но есть места, где библиотека
— единственное учреждение культуры на весь поселок,
и она становится своеобразным клубом, где проводятся
посиделки и прочие непринужденные встречи, необходимые
людям для общения.
В таких случаях библиотекарь становится организатором
многих мероприятий, которые, казалось бы, к его непосредственным
обязанностям не относятся. Но он делает их и делает
все, чтобы дети и молодежь шли в библиотеку, а не сидели
на лавке, маясь от безделья. Или, того хуже, не пристрастились
к наркотикам. Не секрет, что село, как и город, захлестывает
волна наркомании. Надо заметить: там, где налажено хозяйство,
где люди заняты делом и знают, как проводить досуг,
наркоманов нет. Случайно появившихся гонят всем
миром.
В самом центре города, в одном здании, рассыпавшись
по этажам, студенты постигают науку культуры. Одни готовятся
стать руководителями хореографических коллективов, другие
— народного пения или театрализованных представлений.
Заслуженный работник культуры Елена Алексеевна Шишкова
начинает учить ребят хореографии с классики. Занятия
начинаются, как и положено в таких случаях, у «станка»,
с «выворотности» ног, постановки рук, всего комплекса
упражнений, необходимых для постижения основ балета.
А дальше идет изучение народного танца, его характера,
ритма, набора шагов, всех секретов, которые выливаются
в энергию заразительного движения.
Надежда Дмитриевна Янова, Татьяна Валерьевна Лущинская
с коллегами учат будущих руководителей народного пения.
Нет, совсем не обязательно они будут хормейстерами,
умеющими создать хор, исполняющий Глинку или Свиридова.
Их хор, наверное, будет попроще, может быть, будет чаще
частушки исполнять. Но организовать это пение тоже надо
уметь, и хорошо бы на баяне или гармошке подыграть. Сегодня
гармонист на селе на вес золота. Ребята, которые до
училища и инструмент-то видели только издалека, начинают
с азов, с простеньких гамм, но за четыре года многие
вполне сносно начинают играть. В любом случае подыграть
народной песне, которую сами же сложили в хор, они смогут.
Еще один заслуженный работник культуры — Валерий
Маркович Ширимов — занимается в училище подготовкой будущих
специалистов по организации культурной жизни населения.
Он готовит руководителей театрализованных представлений.
Пожалуй, это одна из сложнейших специальностей. На любом
празднике, народном гулянии все песни, танцы, миниатюры
надо сложить в композицию. А для этого нужен специально
написанный сценарий.
Всем этим наукам в училище учат на практике. Ребята
становятся актерами и режиссерами, они репетируют, играют
спектакли, создают образы и характеры, перевоплощаясь
в героев, которых предстоит играть. А как по-другому?
Чтобы научить кого-то быть хоть и самодеятельным, но
актером, надо самому многое уметь. Ведь не секрет,
что выпускники на местах сталкиваются с тем, что культурный
работник, как в пословице, «и швец, и жнец, и на дуде
игрец».
Практика бывает разной: ребята разъезжаются по клубам,
готовят программы, снимают их на видео и потом сдают
по кассетам экзамен. Но есть и общая, коллективная практика
— это участие во всех городских праздниках: новогодних
елках, Масленице, Днях защиты детей, пожилого человека,
города. На них они становятся уличными скоморохами,
веселыми ребятами, с азартом потешающими публику.
В этом году зима выдалась теплой, весь город спешил к
главной елке на площадь Кирова.
Наши студенты — Деды Морозы, снеговики,
Снегурочки и снежинки — проводили представления по
нескольку раз на дню.
Без них бы елка не была такой веселой, праздничной.
Ребята устают, конечно, и хоть оценок им не ставят,
но они ждут праздников: практика — великое дело!
Но давайте заглянем в училище. Директор Николай Захарович
Шляцин много сделал для того, чтобы превратить учебное
заведение из «кулька» (так многие годы пренебрежительно
звали училище) в достойное учреждение культуры. Он организовал
компьютерный класс, в котором каждый студент должен
пройти основы знаний компьютера. Шляцин сам
когда-то заканчивал это училище и хорошо знает потребности
питомцев, их планы и мечты. И директору импонирует то,
что они раз в год устраивают так называемый день без
учителя, становясь директорами, завучами, педагогами.
Сами пишут приказы, составляют расписание, следят за
дисциплиной. Обязателен и «Осенний бал». О нем и писать не надо,
просто представить охапки ярких листьев, сполохи спелой
рябины, всего великолепия природы, которая перед зимним
сном разоделась в самые причудливые цвета.
Маленькое училище культуры. Но какое большое дело делает!
Училище не просто готовит специалистов, большинство
из которых поедет работать на село, оно готовит специалистов,
духовно близких народу. Научившись простым и сложным
законам организации досуга, выпускники смогут помогать
людям жить интересно, а это значит — оставаться людьми,
где бы они ни находились.