ТрансКредитБанк : ставка на регионы
Интервью с вице-президентом ТрансКредитБанка Владимиром Косым
— Что означает для ТрансКредитБанка быть «банком МПС»? Отражается ли это
на характере деятельности, возможностях и планах банка?
— И да, и нет. ТрансКредитБанк в нынешнем своем виде начал развиваться с 1999 года, хотя
у банка десятилетняя история. Доля МПС в уставном капитале банка
составляет 75 процентов. Но в 1999 году было принято решение
позиционировать банк не столько как отраслевой, а, в первую очередь, как
универсальный коммерческий институт, оказывающий полный комплекс
услуг юридическим и физическим лицам. Именно поэтому банк постоянно
проводил курс на диверсификацию бизнеса.
Реализация этой стратегии должна привести к тому, что ТКБ займет на российском
банковском рынке свою нишу, причем достаточно большую и связанную не
только с МПС. Хотя очевидно, что МПС и всей инфраструктуре, связанной
с обеспечением железнодорожного транспорта, уделяется приоритетное
значение.
— Расскажите, пожалуйста, о региональной политике банка.
— За последние полтора года банк открыл 15 филиалов: в городах-миллионерах и в
городах, где расположены управления железных дорог. Кроме того, ТКБ приобрел 5
дочерних банковских структур, в которых владеет долями от 68 до 80 процентов акций.
На сегодняшний день ТКБ — уже не банк, а банковская группа, которая присутствует
почти в 60 городах страны. В ближайшее время мы планируем открыть еще три
филиала, 30 оперкасс и допофисов, что позволит в текущем году быть
представленными еще в 15-20 городах. Сегодня у ТКБ одна из крупнейших и
эффективно работающих региональных сетей. Остатки на счетах клиентов региональных
филиалов составляют 20 процентов остатков на клиентских счетах всего банка. .
— А как развиваются дочерние банки ТрансКредитБанка?
— Крупнейшим из них является «Метракомбанк» в Ростове-на-Дону. Более года
назад, когда мы приобретали крупный пакет его акций, он находился под планом
санации. Сегодня по основным показателям «Метракомбанк» занимает первое место в
регионе. У него большое количество филиалов.
В группу ТрансКредитБанка входят также «Востокбизнесбанк» во Владивостоке,
банк «Юго-Восток» в Воронеже, «Ганзакомбанк» в Санкт-Петребурге и
Читапромстройбанк. Четыре из пяти банков группы ТКБ закончили 2001 год с
прибылью. Если учесть, что мы довольно скупо осуществляем капитализацию этих
банков, норма прибыли на капитал в них весьма высока.
— Есть ли у ТКБ программа работы с населением?
— За последние полтора года мы подготовили нормативную базу для активной
работы с населением. На сегодняшний день ТрансКредитБанк обслуживает примерно 35
тысяч физических лиц напрямую и еще 140-150 тысяч — через дочерние банки. План на
текущий год — довести численность физических лиц, обслуживаемых всей банковской
группой, до 300 тысяч.
Значительное место в планах банка занимает развитие карточных проектов. Мы
начинаем эмитировать международные платежные карты VISA и EuroCard/MasterCard.
Сегодня в пяти филиалах ТКБ уже осуществляются такого рода пилотные проекты, а в
мае мы приступаем к массовому выпуску карт.
Совместно с МПС и с компанией «Желдорипотека» ТКБ осуществляет программу
жилищного кредитования железнодорожников. Объем средств, вовлеченных в эту
программу, составляет порядка миллиарда рублей. Кроме того, банк занимается
реализацией зарплатных проектов, развивает интернет-бэнкинг.
— Насколько известно, в 2003 году планируется приватизация ТКБ, т.е. выход
государства в лице МПС из состава акционеров. Насколько это повлияет на бизнес и
положение банка на рынке?
— Как я уже говорил, ТрансКредитБанк изначально строился как коммерческий институт —
поэтому перспектива cмены акционеров в связи с планируемой программой
разгосударствления банковского сектора нас не тревожит. Тем более, что нынешние
действия правительства — это лишь смена номинального держателя акций. По сути же
государство как было, так и остается владельцем банка. Что же касается продажи
госпакета в 2002-2003 годах, то к тому времени должно быть создано РАО «РЖД». Если
же пакет уйдет в другие руки — это значит, что кто-то инвестирует в банк больше денег,
чем РАО. И это, как вы понимаете, на финансовое положение банка отрицательно не
повлияет.
— Как планируется развивать в дальнейшем сектор услуг для корпоративных
клиентов? Появятся ли у ТКБ какие-то новые отраслевые предпочтения?
— Отраслевые предпочтения, безусловно, есть. Сейчас нашими клиентами являются
крупные экспедиторские компании. Как вы знаете, они работают не только в сфере
железнодорожного транспорта. Это автомобильные, морские, и даже воздушные
перевозки.
Мы намерены и дальше развивать сотрудничество с транспортной
инфраструктурой. В частности — с портовыми комплексами. ТрансКредитБанк,
безусловно, обладает таким потенциалом: группа ТКБ уже присутствует в
Новороссийске, Находке, Владивостоке, Санкт-Петербурге. И развитие данного
направления — задача ближайшего будущего.
Второе предпочтение — предприятия черной и цветной металлургии. Клиентура ТКБ
технологически тесно связана с этой отраслью. Мы намерены продолжать развивать наше
сотрудничество. Кроме того, банку интересен строительный комплекс, поскольку эту
отрасль также отличают весьма значительные объемы перевозок .
— На какую долю банковского рынка претендует ТКБ и на какую перспективу
рассчитаны эти планы?
— 5-7 процентов банковского рынка — это перспектива на ближайшие три-пять лет.
Однако, помимо хорошего потенциала, необходим и достаточный капитал — а это,
естественно, зависит от позиции акционеров. Если в процессе приватизации у нас
появятся новые крупные акционеры, то вполне возможно, что они смогут обеспечить
такие темпы капитализации, которые позволят ТрансКредитБанку претендовать на еще
большую долю банковского рынка.