Бандурин -- Вашуков: "Мы остались одни"
Кто не любит юмор? Веселых артистов, пародии, шутки, анекдоты, смешные рассказы и сценки... В питерском ДК имени Горького -- аншлаг! Концерт "Парад пародий" (на котором побывала и я) "сообразили на троих", как они сами пошутили, новоиспеченные москвичи: братья Пономаренко, куплетисты Бандурин и Вашуков, Елена Воробей. Зрители умирали со смеху!
В прошлом субботнем номере в рубрике «Петербургские
встречи» было опубликовано интервью с братьями-близнецами
Пономаренко. Сегодня мы предлагаем познакомиться поближе
и с другими артистами…
Николая Бандурина и Михаила Вашукова, распевающих смешные
куплеты, по ТВ показывают, хотя и не часто, но все же
они узнаваемы.
— Раньше было много таких артистов. Существовали питерская
школа куплетистов, московская, одесская…
Сегодня мы — единственные в стране. В этом наша беда
и прелесть. Свои плюсы и минусы. С одной стороны
— спокойно. Знаешь, что никто в спину не дышит. А с
другой — никто и не подхлестывает. Если мы перестанем
это делать, то куплетов на эстраде больше не останется.
И она станет еще на одну грань беднее. С нее и так
ушло столько жанров, и она стала такая плоская! Выжили
вокал (то, что мы называем сейчас попсой) и юмор. А
какие раньше были сборные концерты! Мы пытаемся рассказывать
об этом своим детям. И синхробуффы были, и акробаты,
и темповые жонглеры… К примеру, прекрасный артист
Лазарь Лауенбург кидал всего пять шариков, но так, как
никто больше! Все, что можно было ими делать, он делал.
Если раньше на эстраде был круг установленных проблем,
по поводу которых можно было шутить (разгильдяйство, хамство,
жлобство, несуны и т.д.), то сейчас, при кажущейся свободе,
можно говорить обо всем, но все проблемы свелись к тому,
где достать деньги. Если они есть, ты решишь все вопросы.
Юмор у нас стал низкопробным. Молодежь в основном пользуется
нехитрыми приемами. Высечь смех из зала любой ценой
— такая задача стоит. Для нас же ироничная улыбка дороже,
чем гром смеха в зрительном зале.
А вот братьев Пономаренко, например, мы считаем пародистами
номер один. Они очень талантливые ребята. Так, как они
делают пародии, никто у нас сейчас не работает.
— Хотя пародистов на эстраде много…
— Да, но многие путают пародию со звукоимитацией. Это
две большие разницы, как говорят в Одессе. Пародия должна
находить некую квинтэссенцию того или иного исполнителя,
не только подражать его голосу. Боярский у Пономаренко
— просто супер! Они умеют находить, очень тонко подмечать
характеристики пародируемого артиста.
Ленинградская эстрада, традиции которой мы пытаемся
продолжать, не столько разбитная, сколько умная.
За каждым юморным словом должна стоять мысль, проблема,
боль. Почему велик Райкин? Он был, есть и будет. У него
душа болела за народ. Так же и у Высоцкого. За всеми
его смешными песнями было желание что-то изменить, и
у него душа болела… А сейчас чулок на голову надел
— смешно. Это не самый достойный вариант для юмориста.
Нужно думать, над чем ты смеешься и главное — для чего.
Так что будем дальше жить, работать, смешить по возможности,
заниматься своим жанром, чтобы он не умер.
— У вас, наверное, и сольная программа уже есть…
— Первая сольная программа появилась, когда мы
работали в «Ленконцерте», она называлась «Два часа без
эротики». Потом был «Смех в квадрате». Следующая —
«Витамин Ха». Если первые программы мы пытались делать
в стиле шоу, там было много костюмов, переодеваний и
прочих наворотов, то последняя полностью состоит из
куплетов. Мы долго сомневались, стоит ли это делать,
сможет ли зал вытерпеть полтора-два часа сплошных куплетов,
но потом поняли, что сможет, высидит. Хотя сольные концерты
мы даем, к сожалению, нечасто, потому что в Москве это
дело очень хлопотное и дорогое (одна аренда зала чего
стоит, да много разных нюансов), не приносящее ни денег,
ни славы. И на гастроли с сольными концертами мы тоже
ездим не так часто, как хотелось бы. В основном работаем
в сборных концертах — номерами, отделениями, как сейчас
в Питере. «Сообразили на троих». Такие предложения есть.
— Хотелось бы, наверное, и в «Аншлаге» мелькать, и
в «Смехопанораме»…
— В «Аншлаге» — не хотелось. Мы работали там несколько
эфиров. Это был 1989-й год, самое начало, когда передача
была на подъеме, в фаворе. Тогда мы познакомились с Региной
Дубовицкой в Кисловодске на конкурсе по речевым эстрадным
жанрам. На него приехало более 350 артистов со всей
страны, из разных регионов, молодых, горячих. С некоторыми
ребятами мы продолжаем сотрудничать, встречаться до
сих пор. Сегодня, например, мы прилетели в Питер из
Киева, где поздравляли наших друзей «Кроликов» (Владимир
Данилец и Владимир Моисеенко), они стали уже народными
артистами Украины. Долго дружили и с минчанами (театр
«Христофор»).
После конкурса нас пригласил в свою передачу Евгений
Ваганович Петросян, который был председателем жюри.
Мы с ним откатали несколько гастрольных поездок и поняли,
что пора в Москву. Собственно, Петросян всем конкурсантам,
ставшим лауреатами, сказал: «Конкурс — это не финал,
а трамплин, возможность шагнуть дальше». Мы поняли, что
нужно шагать дальше, и поэтому перебрались в Москву. Конечно,
не жалеем. Как говорится, все пути ведут в Рим. У нас
все пути ведут в Москву, именно там средоточие всего
того, что может сделать артиста популярным, — телевидение
и прочее… К сожалению, пришлось оставить Питер. До
сих пор со слезами на глазах приезжаем сюда, потому
что здесь мы прожили достаточно большой срок — 30 лет,
с этим городом многое связано, здесь родились наши дети.
Жалко, что сюда нас приглашают редко.
— Вы ведь заслуженные артисты России?
— Да.
— А почему вас «приписывают» к Украине?
— Для нас это загадка! Может быть, фамилия Бандурин
кому-то что-то напоминает…
— Бендеры, — подсказывают, смеясь, друзья.
— Да, — хохочет Бандурин. Далее следует фраза на
чистейшем украинском, которую я, увы, воспроизвести
не могу…