издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без иллюзий

Как нашей медицине, уцелев, пройти по тонкой кромке

Практическое здравоохранение — одна из наиболее затратных
бюджетных сфер. Без трезвого, лишенного иллюзий взгляда
на нынешние возможности практической медицины мы рискуем
вообще ее потерять. Потому что нет ничего наивнее,
чем возводить замки на песке или замахиваться на дерзкие
прожекты, мало что имея в своем кошельке. На состоявшейся
15 апреля пресс-конференции в областном комитете здравоохранения
его новый председатель Михаил Кощеев откровенно признался
в том, что на сегодняшний день экономика не может обслуживать
ту систему здравоохранения, которая сложилась в России,
в частности, в нашей области. Специфические затратные
механизмы («вес» койко-дня в рублях, стоимость посещения
поликлиники) вошли в резкое противоречие с возможностями
бюджета».

И вот вам не терпящий отлагательства вопрос: есть ли
из такого противоречия выход; как пройти по тонкой кромке,
не потеряв равновесия, если курс российского правительства
взят на максимальную экономию социальных расходов? Выступление
Михаила Кощеева перед прессой можно считать программным.
Если бы потребовалось охарактеризовать тон этого манифеста,
который и определил саму «музыку», я бы сформулировала
его лаконично: правда, ничего кроме правды.

— Мы должны прежде всего установить, сколько стоит
наше здравоохранение в реальном, сегодняшнем масштабе.
Мы обязаны разработать показатели, объективно соответствующие
нашему представлению о том, какое здравоохранение хотим
иметь.

А и впрямь — какое? Общедоступное, бесплатное для всех
поголовно? Или для избранных, эксклюзивное, обращенное
обличьем лишь в сторону тех, кто может надежную и своевременную
помощь щедро оплатить?

— Ни в одной стране не существует равного для всех
здравоохранения. Есть определенный социальный уровень,
которым гарантируется и обеспечивается поддержание здоровья
населения; и есть уровень, который предполагает элитарное
здравоохранение. Проблема в том, чтобы найти технологии,
максимально смикшировать эту разницу.

Собственно, что же долго искать-то? Разработанная Минздравом
и конкретизированная в каждом российском регионе программа
госгарантии, казалось бы, избавляет от всех сомнений.
Вот вам перечень гарантированных, бесплатных для пациентов
медицинских услуг. А что сверх того — то уж, извините,
только для солидных кошельков. И ничего в этом раскладе
нет неожиданного. Если отбросить в сторону демагогию,
взглянуть на порядок вещей в практической медицине,
то он в нашем государстве таков и был во все, в том
числе, в самые ранишние, потом в застойные времена.
Только государству было невыгодно развенчивать миф
о бесплатной медицине. В частности, и потому, что он
маскировал собой немаловажную деталь: «Кремлевка» —
больница для высших государственных и партийных функционеров
оттягивала на себя ровно половину средств, отпускаемых
на все здравоохранение страны. Нет, суть проблемы не
в том, что медицинская помощь, особенно в наши дни,
когда почти весь бюджет в регионе, как и по всей России,
уходит на зарплату бюджетникам, не может быть общей
для всех. Волнует другое: насколько различно ее качество
в, так сказать, «массовом исполнении» и в индивидуальном.
Вот тут, хотим того или нет, мы вновь обязаны взглянуть
непредвзято на сермяжную нашу правду. Областной комитет
здравоохранения уже сейчас готовит принципиально иную
схему бюджета будущего года:

— Сегодня областной заказ трактуется только как план койко-дней,
числа посещений в поликлиниках, нагрузки врачей. Мы
попытаемся этот план «насытить объективной ресурсной
составляющей. Попытаемся четко определить потребность
в оборудовании, в медикаментах, в продуктах питания.
Словом, создадим сводный перечень областных государственных
заказов — и он ляжет на стол губернатора Приангарья,
будет представлен депутатам Законодательного собрания.
Чтобы они тоже смогли определиться в источниках дохода,
главным образом, в том, сколько получить налогов с
предприятий, и как озадачить нашу промышленность, чтобы
она эти налоги отдала здравоохранению.

Фактически речь все о том же: как из минимума реальных финансовых
возможностей «выжать» максимум качества в лечебном процессе
«для всех».

— Сколько практическая медицина сможет взять из государственного
кармана; сколько даст ей фонд обязательного медицинского
страхования. Если бюджет выделит медицине всего 20 процентов
от нашей потребности, значит, нужно думать о том, как
реструктуировать практическую медицину «под них». Либо
держать на больничной койке пациента несколько недель,
кормя его на двадцать рублей в сутки, либо лечить более
активно, современными методами и препаратами. Но при
этом не нужно думать, будто дорогостоящие виды лечения
отныне вообще будут недоступны рядовым гражданам. Областным
бюджетом запланировано 15 миллионов рублей
на оказание высокотехнологичной медицинской помощи
за пределами Приангарья. Сейчас губернатор попросил
информацию о состоянии высокотехнологичных, дорогостоящих
видов лечения в самом Приангарье. Мы ожидаем, что после
обсуждения объемы такой помощи будет увеличены.

Для сведения. К примеру, трансплантация почки в Санкт-Петербурге
или в Москве стоит 25 тысяч долларов; Кемерово берет
дешевле — 10 тысяч, разумеется, не рублей. Такие деньги
не всяк, выбившийся в «средний класс», найдет. Что уж
говорить о рядовом учителе, пенсионере или инвалиде?
Квота Минздрава на такого уровня операции скупа. Поэтому
очередь нуждающихся в них не убывает. Но скажу, если
только это сможет утешить: такие очереди самые демократичные,
потому что, как выразился Михаил Кощеев, «они не связаны
с социальным статусом пациентов, а зависят лишь от возможностей
лечебных учреждений и их финансового обеспечения».

Прибегая к сравнению: как в высоком искусстве гармония поверяется
алгеброй, так в медицине скальпель поверяется
рублем. Без четкого отслеживания финансовых потоков
— никуда! Похоже на то, что областным комитетом здравоохранения
начинает монтироваться достаточно жесткая, но необходимая
для выживания конструкция, включающая в себя как нормальную компоненту
и платную помощь. Но все же ориентированная не на
избранных, а на «всех»:

— Традиционно программу госгарантии мы разрабатывали
только после того, как областной и муниципальные бюджеты
были приняты. Как бы «под них». Сейчас будем разрабатывать
все свои программы загодя, до принятия бюджета, обосновывая
каждую их частность досконально. Ряд позиций нам придется
кардинально пересмотреть. Наши расчеты должны учесть все
здравоохранение региона, и ведомственное и муниципальное,
вплоть до каждой больницы и поликлиники. В начале будущего
постараемся издать книжку, которая так и будет называться:
«Потребности областного здравоохранения на 2003 год».

… Но до две тысячи третьего еще надо дошагать, скажу
даже — дотерпеть. Хорошо бы будущей книге появиться
без существенных корректив, в очередной раз внесенных
действительностью…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры