Как создать собственное государство, или Каждому подростку -- по портфелю министра
Оказалось, что все шесть новых стран появились 24 марта. Первая называется ИДР, что расшифровывается как Идеалистическая Демократическая Республика, вторая носит жизнеутверждающее название "Атлантида", третья названа в честь богини победы Ника, название четвертой и объяснять не надо -- просто Инфоленд, пятая зовется Фортолеса (крепость по-испански), а шестая страна именуется НРФ, или, более развернуто, Новая Русская Федерация. Но название -- не единственная странность этих государств. Населяет их исключительно виртуальный народ, зато правительство вполне реальное, вот только очень уж молодое -- лет примерно так четырнадцати от роду.
«Надо брать «языка», — решила я и проникла в штаб, но
только высмотрела главного, как в этот момент
ворвалась запыхавшаяся девушка с криком: «Война! Они
объединились и напали на Инфоленд!» Она потрясала
листочком, который при ближайшем рассмотрении оказался
пактом об объявлении войны. Штабной народ зашумел и
заволновался, тут-то я, воспользовавшись неразберихой,
и взяла «языка».
— Немедленно объясните мне, что тут происходит! —
потребовала я и, вспомнив, что «язык» надо
развязывать, добавила: — А то я вас!..
— Меня уже ничем не испугаешь! — заявил храбрый
«язык». — На меня за сегодняшний день дважды подавали
в Международный суд, и оба раза я проиграл процесс.
Но потом он все же благоразумно пошел на
сотрудничество и рассказал, что я попала на областной
детский фестиваль «Новая цивилизация». Проводят его
главное управление общего и профессионального
образования Иркутской области, Межрегиональная
общественная организация детей и молодежи «Новая
цивилизация» при поддержке регионального центра
Федерации интернет-образования и областного комитета
по молодежной политике. Спонсором фестиваля является
НК «ЮКОС». Подобные фестивали проводятся в России с 1997
года, но в нашей области это первый. На него съехались
около 100 старшеклассников из Шелехова, Иркутска
и Усольского района.
Игротехник — это играющий учитель
— И как же выбирали участников? — продолжила я
пытать «языка».
— Выбирали скорее взрослых, а те привезли своих
детей. 30 учителей и студентов, которые прошли
специальное обучение и побывали на подобных фестивалях
в других городах, работают здесь у нас игротехниками.
— Кем-кем?
— Давайте объясню по порядку, — предложил «язык»,
который оказался важной персоной — директором
фестиваля Сергеем Алексеевым. — «Новая цивилизация»
— это оригинальная образовательная программа,
разработанная на основе игровых обучающих технологий.
В форме игры она знакомит ребят с экономической и
политической жизнью страны, развивает в них навыки
работы в команде, учит думать, самостоятельно
принимать решения и отвечать за них. Основная идея
фестиваля — это воспитание граждан, инициативных,
грамотных, ответственных. А игротехники — они, с
одной стороны, тоже играют, а с другой — остаются над
игрой и управляют ее механизмами. Так ведь, Катя?
Подключившаяся к разговору Екатерина Шмидт
олицетворяет собой грозный, но справедливый
Международный суд.
— На некоторых играх судьям нечего делать, а тут
каждые пять минут подают иски, — рассказала
Екатерина. — Такое впечатление, что все со всеми
судятся. Вот группа кандидатов подала на другого
кандидата за распространение заведомо ложной
информации. Суд отстранил его от предвыборной
кампании. Так он подал в суд на сам суд! Или вот
прочитайте…
Передо мной — заявление от министра финансов и
иностранных дел одного из государств: «В связи с
министерской чехардой, бесправием, анархией и полным
беспорядком прошу освободить меня от позорного
гражданства в 5-м государстве и предоставить
гражданство в 6-м». И как, вы думаете, решилось дело?
Просьбу возмущенного министра удовлетворили и
предоставили ему гражданство в 6-м государстве «в
связи со сменой политической ориентации».
Представляете, что бы началось, если бы такое было
возможно в реальном мире?!
Не менее оживленное место — избирком, здесь толкутся
депутаты, избирающиеся в «Международную ассамблею».
Регистрируются, пишут воззвания, верстают на
компьютере листовки и плакаты, которыми потом
обвешивают стены школы. Шестеро из депутатов выдвинуты
государствами, а еще десять — так называемые
самовыдвиженцы. «Не то чтобы я надеюсь победить, —
говорит Настя Ерохина из иркутской школы N 26, — но
мне любопытно попробовать, тем более что вести
предвыборную кампанию интереснее, чем заниматься
экономикой, я в ней не очень разбираюсь».
Те, кто не особенно озабочен собственной карьерой или
судебными препирательствами, но тем не менее радеет за
улучшение жизни, занимаются разработкой проектов
конституции Школьной демократической республики.
Причем придумать статьи конституции — это только
полдела, свою «продукцию» нужно еще суметь подать и
продвинуть. Вот и сидят юные законодатели за
компьютерами, оформляют и верстают, готовят
презентацию своих проектов.
Война — дело экономически не выгодное
Но ни одно государство, конечно же, не смогло бы
существовать без экономики. Поэтому экономический блок
в программе фестиваля очень важен. На начало игры
каждому государству давалось одинаковое количество
экономических ресурсов, например, территория,
население, денежный капитал, сырье, энергия,
производственная инфраструктура, вооружение,
социальная сфера и т. д. В течение дня (игрового года)
можно развивать какие-либо отрасли, продавать и
покупать ресурсы, для этого была создана международная
валюта — бар. И кто-то предпочел двигать социальную
сферу в ущерб развитию технологии, кто-то налег на
добычу сырья, забросив оборону. А в конце года
подводятся итоги, и становится ясно, чья экономическая
политика оказалась наиболее эффективной. В общем, как
в компьютерной стратегии, только юниты по экрану не
бегают, а все происходит в воображении.
По результатам первых двух лет самым развитым и
богатым государством был Инфоленд. Но ребята слишком
увлеклись экономикой и забыли, что в нашем мире (и в
его игровой проекции, к сожалению, тоже) не очень-то
любят, когда кто-то выделяется. Забыли, что, если ты
богатый, у тебя должна быть сильная армия, чтобы
суметь защитить свое богатство от желающих поживиться
за чужой счет. И вот результат: четыре государства,
объединившись, напали на Инфоленд. «Очень обидно, —
сказали ребята, — у нас ведь в прошлом году с ними
был мирный договор, мы просто не успели его продлить!»
— А почему вы напали на Инфоленд? — спросила я у
правительства одной из стран-агрессоров.
— Мы хотели их обанкротить и получить их
ресурсы, — признался Саша Калашников из п.
Белореченский, министр иностранных дел государства
Фортолеса. — Это была наша инициатива, мы провели
переговоры с другими государствами, и они
присоединились.
— Кроме Ники! — раздался голос из народа. — Она-то
и выиграла от этой войны!
Я решила выяснить, почему Ника соблюдала нейтралитет в
этой ситуации, и спросила об этом у премьер-министра,
а в обычной жизни — ученика школы N 47 Ильи
Тодаровского.
— Нам было невыгодно нападать, нам предлагали, но мы
отказались. Мы на 12 тысяч баров отставали от
Инфоленда и были вторыми, а теперь мы должны выиграть.
Поясню, почему. С каждой из стран, участвующих в
конфликте, снимается по 10 % населения и ресурсов и по
20 % военнослужащих и боекомплектов, а получают
победители лишь 1/5 часть ресурсов проигравшей страны,
и это должны поделить на всех нападавших. Вот такая
нехитрая арифметика у этого нейтралитета, и всякие
рассуждения про то, что, мол, нехорошо, когда все бьют
одного, да еще не за дело, а потому, что тот умнее и
богаче, тут совершенно ни при чем. А жаль…
Как прокомментировал эту ситуацию Сергей Алексеев,
обычно на играх «Новой цивилизации» до войны дело не
доходит. Видимо, этот случай еще раз доказывает, что
за любой войной стоят экономические интересы. Остается
надеяться, что проекты вроде этого фестиваля будут
способствовать появлению нового поколения политиков и
экономистов, для которых лобовые решения не будут
единственно верными.
Чиновников — в болото
В последнее время стало модным ставить чиновников на
лыжи, заставлять их бегать с мячиком или теннисной
ракеткой. Вот и наши юные парламентарии не избежали
модного спортивного веяния. Специально для них
иркутские скауты провели «Скаутское ралли», где
ребятам нужно было преодолеть «паутину» из веревок,
навесную переправу, «болото» и даже «электрическую
стену». Все осложнялось тем, что недостаточно самому
хорошо пройти препятствия, нужно сделать это всей
командой.
— Действовать надо было слаженно, проявлять лидерские
качества, в общем, быть настоящим человеком,
— делится впечатлениями Алексей Юшкин из иркутской
гимназии N 3.
Впору и в настоящем правительстве такую полосу
препятствий практиковать…
А НАПОСЛЕДОК…
В этой игре нет победителей. Есть те, кому лучше
удалось выполнить ту или иную задачу. Им в качестве
поощрения достались бесплатные путевки в областной
детский лагерь «Нью Ландия», а дипломы и сувениры
получили все участники.
В четверг фестиваль завершился, и государства
перестали существовать, как это часто случается и с
реальными странами. Но даже из того небольшого
времени, что они прожили, можно сделать выводы. Пусть
не исторические, а пока игровые. Но, быть может,
когда-нибудь они уберегут этих ребят от ошибок в
реальной экономике и политике.