издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Праздник музыки, и какой!

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

То было в далеком 1848 году: Александр Дюма-сын опубликовал
роман «Дама с камелиями», в 1852 году на подмостки парижского
театра вышла его пьеса, написанная по роману, а 6 марта
1853 года драматург Ф. Пиаве и композитор Д. Верди представили
на суд истории теперь уже бессмертную «Травиату». И,
право, сколько раз опера шла в разных театрах, с разными
исполнителями, но каждый раз трепетно сжимается сердце,
сопереживая страданиям прекрасной куртизанки, снова
и снова зачаровывает удивительная по красоте и драматизму
фантастическая музыка великого итальянца. И сколько
бы раз мы ни слушали эту оперу, стоит на афише появиться
имя «Травиата», и аншлаг гарантирован.
Так стало и в эти дни, когда Иркутская филармония
представила зрителям концертное исполнение прославленной
оперы.

Концертное представление — это особый вид музыкально-сценического
творчества, когда артистам нельзя скрыться за сценографическим
оформлением, нельзя чувства обострить выразительным
гримом или выигрышной мизансценой, когда лишь один инструмент
вокалиста — голос в силах передать всю сюжетную гамму
радостей и страданий, суетности жизни и бессмысленности
смерти. И оркестр, вышедший из ямы на подмостки,
уже не может скрыться за талант и темперамент артистов,
потому что становится таким же полноправным действующим
лицом и, в определенной степени, беззащитным, потому
как любой неосторожный звук становится набатно звучащим
и мгновенно обнаруживаемым.

Благо что у нашей филармонии накоплен уже достаточно
большой опыт концертного исполнения оперного
репертуара, на ее эстраде в недалекие времени шла «Аида»
Верди с привезенными тогдашним директором В. Зоткиным
солистами с самого театра «Ла Скала», потом были «Пиковая
дама» и «Севильский цирюльник». И вот теперь дирекция
и художественное руководство филармонии счастливо продолжили
эту традицию концертным исполнением «Травиаты».

Несомненно, королевой оперного представления стала блестящая
исполнительница партии Виолетты, солистка Московской
филармонии, лауреат международного конкурса оперных
певцов в Италии и дипломант подобного же конкурса в
Австрии Татьяна Дивакова. Певица обладает удивительным
по красоте и тембру голосом, ее сопрано в нижних регистрах
почти переходит в меццо, сохраняя чрезвычайно изящную
колоратуру. Всеми нюансами голосовых переходов певица
владеет безупречно. Лирика и трагедия звучат с такой
потрясающей силой и убедительностью, а прекрасно дополненные
хрупкой внешностью певицы создают пленительный образ
Виолетты Валери.

Безусловно, успех концертного исполнения оперы «Травиата»
обеспечен лауреатом Всероссийского
конкурса вокалистов им. Шаляпина, солистом Новосибирского
академического театра оперы и балета Александром Лебедевым.
Мы узнали и полюбили этого незаурядного артиста по его
гастрольным выступлениям с Бурятским театром оперы и
балета. Сильный, красивый баритон, великолепная внешность
артиста, темперамент, умение в концертном исполнении
сыграть образ и привлечь к активному содействию партнера
являются отличительными качествами Александра Лебедева.
Вот и сейчас, его Жермон лишен аскетической статуарности,
его вокальная характеристика лишена жестокости и бесчувствия
по отношению к Виолетте, его Жермон как любящий отец
ищет разумного для себя выхода и горько раскаивается
в финале в его ошибочности. И действительно, не надо
декораций, не надо дополнительных софитов, достаточно
одного Александра Лебедева, чтобы обеспечить успех любой
оперы!

Не столь безупречной показалась мне партия Альфреда
в исполнении солиста Большого театра, лауреата Всероссийского
конкурса вокалистов им. Глинки Андрея Сальникова. Его
голос звучал не всегда ровно, в верхних нотах это было
порой натужно в третьем действии вокалист
решил немножко «поиграть», что внесло некоторое разнообразие
в образ, однако, на мой взгляд, не прибавило Альфреду
большей привлекательности.

Трудно оценивать
вклад исполнителей, но мы с радостью и благодарностью
называем всех участников концертного исполнения оперы:
это солисты Новосибирского театра оперы и балета Галина
Новикова, Андрей Исаков и Фарид Хусаинов, солист Бурятского
оперного театра Баир Цыденжапов, солист
Иркутской филармонии Майдар Аюуш и солистка Иркутского
музыкального театра Лариса Перова.

Отдельно можно отметить
Иркутский хор под руководством Ольги Башировой, который
с каждым новым выступлением, каждой новой работой демонстрирует
высочайший профессионализм, зрелость художника и вокальное
совершенство.

И оркестр! Он порою звучал излишне, на мой взгляд, громко
и тем самым как бы камуфлировал внутренний драматизм
оперы, но в целом это, безусловно, большая творческая
удача коллектива, ведомого его художественным руководителем
заслуженным деятелем искусств Олегом Зверевым, сумевшего создать
гармоничный ансамбль
оперного театра, полноценного, взволнованного,
одержимого общей идеей, сумевшего приобщить зрителя
и слушателя к высокому оперному искусству.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры