Не страшны ребятам дебри плагиата
К нам в редакцию приходит много писем. К сожалению, опубликовать все у нас нет возможности, поэтому приходится выбирать. Однажды мы выбрали из почты небольшой, но неплохо написанный рассказ юной иркутянки Веры П. (имя условное). А через некоторое время пришло письмо от другого нашего постоянного автора Тани Афиногеновой из Эхирит-Булагатского района. Она обнаружила, что Вера свой симпатичный рассказ "позаимствовала" из какого-то молодежного журнала, изменив лишь подпись под ним. "Я считаю, -- написала Таня, -- что всего в жизни нужно добиваться своим умом, своими силами, а не за чужой счет".
Признаться, «Ступеньки» с подобной проблемой прежде
не сталкивались, поэтому мы сначала всей редакцией
несколько расстроились, а потом решили: давайте-ка
узнаем, что думают по этому поводу сами ребята. И
пригласили старшеклассников из разных иркутских школ
на диспут о том, что же это такое — плагиат? Хорошо
это или плохо? И что с ним делать? Вот что у нас
получилось.
А по-русски сказать — воровство
Ира: Если говорить конкретно о нашей ситуации, то
это не плагиат. По-моему, плагиат — это
заимствование идеи, стиля. А здесь просто воровство.
Кирилл: Когда человек печатает чужие сочинения под
своим именем — это и есть плагиат.
Маша: А давайте посмотрим на проблему пошире.
Списывание — это что, не плагиат?
Кирилл: В принципе, да. Что сейчас широко
используется, так это списывание сочинений. Книжечки
«500 сочинений», «150 лучших сочинений», «50 золотых
сочинений»… Берется оттуда немножко, отсюда
немножко и компилируется.
Зина: Мне кажется, плагиат — это то, что берется без
разрешения автора, а списывание с тех же книжек, о
которых говорил Кирилл, это не плагиат. Ведь их же
специально издают, чтобы списывали. И домашку ты же
сам разрешаешь списать.
Маша: А ты попробуй не дать списать! Сразу
начинается: «Ты жлобка!» Я, может, и не хочу давать
списывать, а приходится…
Наташа: Это идет от внутренней культуры человека и
от установки в обществе. Например, на Западе,
насколько я знаю из общения с иностранцами, не
списывают даже не потому, что нужны знания, а не
оценка, но и потому, что списывать считается
моральным унижением. Если ты списываешь, значит,
признаешь, что ты ниже по умственным способностям,
по развитию.
Ксения: У нас в школе с этим так поставлено: сегодня
я дам списать, завтра мне дадут. Такое вот
сотрудничество: кто лучше «шарит» в этом предмете,
дает тем, кто хуже. А если человек все время только
берет списывать, тут уже начинаются косые взгляды.
Долги надо отдавать.
Наташа: Если не дал списать, значит, крыса. Это так
за тобой и пойдет…
Ира: У нас в классе несколько человек, у кого можно
списать. Мы объединились и сказали — нет, хватит.
Мы работаем, пытаемся развиваться, почему бы вам
тоже этим не заняться. И люди приняли это.
Приходилось открывать учебники, смотрели, учили,
получали знания.
Ксения: А много ли вы найдете людей, которым это
надо? Большинству проще дать списать, чем
объединиться, следовать каким-то принципам, что-то
делать, придумывать. У нас в классе такое
невозможно. Даже если со мной встанут три человека,
нас снесут волной! И мы ничего не добьемся.
Наташа: Это может привести к довольно острым
последствиям. Все перекинется на личные отношения и
пойдет такая неприязнь — страшнее атомной войны.
Тем более, что в классе всегда больше тех людей,
которые списывают. Поэтому бороться с этим можно
только коллективно. С плагиатом вообще трудно
бороться в одиночку, потому что очень много в наше
время желающих присвоить чужие мысли, чтобы получить
от этого какие-то выгоды.
Мама с папой плохого не посоветуют
Ольга: Обо мне говорили раньше, что я простофиля,
потому что списывать в школе не научилась, и вообще
к этому отношусь отрицательно. Родители меня
воспитывали так, чтобы я все делала сама. Пусть даже
решу плохо, но сама.
Кирилл: Я в детстве любил рисовать, и у меня были
такие книги, которые учили рисовать собачек,
кошечек. Но там все животные в одном положении, и
мои родители говорили: «Почему ты всегда рисуешь
кошку именно так? Это же неинтересно, нарисуй кошку
бегущую, спящую и т. д.» Сначала не получалось, а
потом начал рисовать: кошка в движении, на охоте.
Наташа: Сегодняшняя жизнь располагает к тому, что
незачем придумывать свое, если можно проще — есть
готовое, я его скопирую и все. Потом детям очень
трудно объяснить, чем свое лучше. Надо создавать
условия, чтобы дети стремились быть непохожими на
других.
Наташа: Но некоторые родители просто не видят этой
проблемы. Меня воспитывали под девизом «сделай сам
— тебе же лучше», но мне это и самой было нужно. Я
хотела всего добиться сама. У меня до пятого класса
были тройки, но я хотела их исправить, у меня был
стимул. А ребенок, у которого все есть, у которого
крутые мама с папой — зачем ему самому что-то
делать. Аттестат ему купят, медаль тоже, образование
высшее у него будет, фирма уже есть, не я директор,
но это пока…
Ксения: Все начинается с детства. Вот ребенок сделал
что-нибудь оригинальное, его нет бы поддержать, его
начинают затаптывать. Не потому, что это плохо, а
потому, что многие сами так сделать не могут. Даже
элементарно: человек оделся как-то оригинально, ведь
его начинают давить сразу. Ты не как мы, ты против
нас — мы тебя задавим.
Кирилл: Поэтому все и ходят как клонированные: в
одинакомых топиках, в одинаковых брючках, с
одинаковыми стрижками, одинаково окрашены волосы. У
нас в школе была ситуация: парню нравится тяжелая
музыка, и он как-то пришел в школу в косухе.
Сбежались, избили его, оторвали ему рукав, пришлось
ему перевестись в другую школу. Люди видят, что он
не как все, и у них такая агрессия…
Наташа: Нет, я думаю это не плагиат, это следствие
плагиата.
В каждом есть немного плагиатора
Маша: Такой вопрос: «Разве мы никогда не прибегали к
плагиату?» А то мы все такие правильные…
Ксения: Я отношусь к плагиату категорически
отрицательно. Проще слизать что-то, чем сделать
самому, но проще — не значит лучше. Меня
отталкивают люди похожие, с одинаковыми вкусами,
взглядами, одеждой, потому что у них даже мысли одни
и те же. Класса до восьмого я была такой девочкой,
вот если модно — мама, мама, пойдем купим! И
ходила, как все. А потом стала задумываться, может,
с людьми другими познакомилась, и это все ушло.
Кирилл: Я против плагиата в творчестве, потому что
это твое, твои мысли, твой взгляд на мир, и нельзя
позволять кому-то бездумно скатывать и выдавать под
своим именем. Сам я на творческий плагиат не пойду,
а вот списывать… Ту же физику. Ну, не понимаю я
ее. Но если я списал одно решение, то другое,
подобное, уже смотрю, как решить самому.
Наташа: Если человек живет по такому принципу, он
никогда не станет специалистом. Скатывать — это
крайний случай, когда нужно срочно, времени
разбираться нет. А если время есть — это просто
лень и неуважение к другому человеку. Если говорить
о плагиате, я думаю все относятся к нему
отрицательно.
Зина: В творчестве я против плагиата, если даже
школьная какая-то работа, где ты мучился, какие-то
озарения у тебя были, тогда тоже жалко, а обычную
домашнюю почему бы не дать списать? У меня каждый
день кто-нибудь списывает. От меня не убудет.
Евгения: Есть труд и есть творчество. Взять ту же
математику, физику — там задачи решаются по
элементарным формулам. Я очень много где списываю,
например, физику не сажусь дома делать: знаю, что
приду в класс, и мне обязательно даст кто-нибудь
списать. А если дают задание — ну, ответить на
вопросы, я беру учебник и читаю параграф, потому что
это я могу сделать. Что касается сочинений — там
личное, человеческое. Бывает, и у меня списывают.
Вот такой получился разговор: с одной стороны все
вроде бы против, а с другой, если по мелочи, то —
почему бы и нет? Конечно, тема плагиата гораздо шире
и, наверно, сложнее, чем она у нас прозвучала,
поэтому мы приглашаем вас, ребята, дискуссию
продолжить. Если тема вас задела, если есть что
сказать по этому поводу — пишите, опубликуем, будем
доходить до истины сообща. И быть может, нам удастся
наконец расставить точки над i.
Организовать и провести дискуссию помогли наши
постоянные корреспонденты Ксения МАРКОВА и Зинаида
КУЗНЕЦОВА.