Комментарий специалиста
Детского плагиата не существует, это подражание,
без него невозможно формирование личности. Ребенок,
который не подражает взрослым, становится белой
вороной. На первых порах мы все живем в стаде, имеем
один язык, одни образы. Но если ребенок сводит
рисунок, а говорит, что нарисовал сам, он лукавит.
Конечно, он понимает, что это нехорошо.
Мотивы плагиата возникают в подростковом возрасте.
Главный мотив, конечно, тщеславие: я хочу показать
себя умным, творческим за чужой счет. Например, сдую
сочинение у соседа. Или перепишу в альбом
стихотворение и не стану указывать автора. В
частности, это происходит и из-за того, что в нашем
обществе отсутствует культурный феномен цитирования.
Послушайте популярную передачу «В нашу гавань
заходили корабли» — там поют песни, но не указывают
авторов.
Бывает, что на плагиат толкают родители. Ребенок
написал какой-то стишок, и вот приходят гости, его
ставят на табуреточку и просят прочитать. Все
восторгаются. Но надо поддерживать статус, и в
следующий раз ребенок посидел над листочком, а голова
не работает, что делать? Почему бы не открыть
книжечку и не взять пару строчек, авось, никто не
заметит…
Плагиат, несомненно, говорит о деформации личности.
Он формирует комплекс неполноценности, стыд за ложь.
Проблема плагиата — это проблема
социально-психологического инфантилизма. Когда
пространство собственного права не ограничено правом
других. У нас мало уважают право на собственность
материальную, еще меньше на интеллектуальную. Чем
больше уважения к любой собственности, тем
цивилизованнее общество. Но, кроме того, это,
конечно, проблема и личностная. Человек, себя
уважающий, с чувством собственного достоинства, не
позволит себе прибегнуть к плагиату.