Регистрация - это серьезно!
На минувшей неделе избирательные комиссии большинства муниципальных образований закончили процесс регистрации выдвинутых кандидатов на пост руководителей городов и районов Иркутской области. Из более чем ста пятидесяти выдвинутых кандидатов, регистрационный барьер преодолели лишь восемьдесят процентов.
Основными причинами, по которым местные избирательные
комиссии отказывали кандидатам в регистрации, явились:
недостаточное количество подписей избирателей,
представленных в поддержку кандидата и не представление
необходимых для регистрации документов, в том числе и
сведений о доходах и имуществе кандидатов. Хотя областное
законодательство требует представления всего лишь одного
процента подписей избирателей от числа жителей города или
района для регистрации кандидата, это требование становится
непреодолимым препятствием для значительного числа
желающих побороться за пост главы муниципального
образования. В большинстве городов и районов области
зарегистрировано всего по три — четыре кандидата.
Справедливости ради нужно признать, что и выдвиженцев
было ненамного больше. Как правило, двумя из этих
кандидатов являются глава муниципального образования и
один из его заместителей. Такая комбинация позволяет
обеспечить альтернативность выборов в случае, если третий
кандидат по каким-либо причинам окажется выбывшим из
избирательной гонки. Кроме того, этот маневр способен
гарантировать возможность борьбы за пост главы местной
администрации представителю команды действующего мэра,
если его регистрация будет отменена. Как показала практика
выборов в других регионах России, такая перестраховка часто
бывает оправданной.
Север впереди
Наибольшую активность проявили кандидаты в северных
районах области. В Бодайбинском, Мамско-Чуйском, Чунском
районах были выдвинуты от девяти до одиннадцати
претендентов на пост главы муниципального образования,
естественно, что в тех же районах отмечено наибольшее
количество зарегистрированных кандидатов — шесть, семь
претендентов на одно вакантное место. Ненамного от них
отстают Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и
Куйтунский районы. В целом, можно констатировать, что
процесс регистрации кандидатов на должности глав городов и
районов области прошел успешно, без громких скандалов и
судебных разбирательств. На этот раз ни одному из
муниципальных образований области не грозят
безальтернативные выборы.
Лучше перебдеть, чем недобдеть
Одной из отличительных черт нынешних выборов
можно назвать скрупулезность, с которой устроители выборов
подходили к регистрации кандидатов. Так, в одном из
северных районов области выдвинутому кандидату не хватило
всего шестнадцати подписей избирателей для того, чтобы
быть зарегистрированным в качестве кандидата на должность
главы района. Стоит заметить, что недостача эта была
вызвана тем, что районная избирательная комиссия признала
двадцать три подписи не соответствующими требованиям
закона.
Основательность, с которой действуют
муниципальные избирательные комиссии при проверке
документов, представляемых кандидатами сведений об
имуществе и доходах, подписных листов, вызвана еще и тем,
что в настоящее время отмена избирательной комиссией
регистрации любого кандидата может стать основанием для
признания выборов недействительными. Дело в том, что
Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрев
недавно жалобы ряда граждан на действия избирательных
комиссий, пришел к выводу, что отмена регистрации
кандидата, в дальнейшем признанная судом незаконной,
является грубейшим нарушением избирательных прав самого
кандидата и избирателей, влечет за собой признание всего
избирательного процесса незаконным. Последствием такого
решения Конституционного суда является необходимость
заново проводить всю избирательную кампанию, включая
выдвижение кандидатов и их регистрацию. Такое развитие
ситуации самым негативным образом скажется на имидже
избирательной комиссии, но главное, и на бюджете
муниципального образования, в котором вряд ли найдется
несколько сотен тысяч рублей на новые выборы, которые
можно было бы потратить на более важные для жителей
района или города дела. Новые выборы станут головной
болью для жителей муниципального образования еще как
минимум на три месяца, парализуют деятельность местных
органов власти, которые, что греха таить, в период
избирательной кампании уделяют большее внимание именно
выборам, а не обязанностям представителей муниципальных
властей.
Строгость, граничащая с беззаконием
Между тем, в некоторых случаях бдительность избирательных
комиссий муниципальных образований переходит
дозволенные законом рамки. Так, например, избирательной
комиссией Саянского муниципального образования было
вынесено предупреждение о недопустимости осуществления
предвыборной агитации до момента регистрации
выдвинутому кандидату, мэру Саянска Бутакову С.Н. Сюжет
о собрании инициативной группы избирателей по
выдвижению Бутакова кандидатом в мэры Саянска,
показанный по местному телевидению, был интерпретирован
избирательной комиссией муниципального образования как
нарушение правил ведения предвыборной агитации, а самому
С.Н. Бутакову было вынесено официальное предупреждение.
Да, в сюжете действительно содержалась информация,
имеющая характер предвыборной агитации, однако
избирательная комиссия не удосужилась разобраться в том,
причастен ли сам кандидат к показанному телевизионному
материалу, была ли его вина в допущенном нарушении правил
ведения предвыборной агитации и даже истребовать с него
объяснения по поводу данного инцидента. В результате в
разрешение возникшего спора была вынуждена вмешаться
избирательная комиссия Иркутской области, отменившая
незаконное постановление комиссии муниципального
образования.
Конечно, рядового избирателя не может не радовать тот факт,
что местные избирательные комиссии стремятся исключить
все нарушения избирательного законодательства,
предотвратить ту вакханалию, которая стала визитной
карточкой российских выборов всех уровней. Однако
излишнее усердие, проявляемое порой теми, кто должен
следить за соблюдением законности избирательного процесса,
порой приводит к прямо противоположным результатам.