Дом на набережной
Недавно, перебирая содержимое ящика письменного стола, обнаружил коробочку со значком выпускника Иркутского госуниверситета. Поскольку я не принадлежу к числу любителей украшать себя подобного рода атрибутикой, покоится этот мой значок в своем неказистом футлярчике вот уже более тридцати лет. Признаться, что-то волнующе теплое шевельнулось в груди -- ностальгический отголосок того самого чувства, которое, я уверен, испытывают многие, кому посчастливилось учиться в стенах этого дома на набережной. Чувства гордости за свою причастность к роду-племени бывших питомцев нашей несравненной альма-матер.
«Учусь, преподаю в университете», — эти слова еще до
недавнего времени были своеобразным паролем, визитной
карточкой человека, так или иначе связанного со старейшим
вузом Восточной Сибири. Сегодня ситуация несколько изменилась:
новый статус получили младшие собратья ИГУ по высшей
школе — вон их сколько сегодня народилось — университетов:
технический и медицинский, педагогический и лингвистический.
Университетский прикид облюбовала и примеряет на себя
Иркутская государственная экономическая академия. Нет
ли в этой повальной «университезации» некоей нивелировки
статуса, предполагающего, на мой взгляд, не только набор
разнопрофильных факультетов и кафедр, но и обязательное
наличие мощного научно-исследовательского потенциала,
научных школ и традиций. Именно в ИГУ в свое время мне
посчастливилось общаться с такими корифеями универстетской
науки, освнователями научных школ и направлений, как
физик А. Парфианович, биолог О. Кожова, астрофизик В.
Поляков, химик А. Калабина. Кстати, мой нынешний собеседник,
ректор университета профессор Александр Смирнов, был
в свое время учеником Анастасии Васильевны Калабиной.
— Итак, Александр Ильич, ваше отношение к процессу,
скажем так, «клонирования» ко многому обязывающего статуса
и нет ли у вас чего-то, напоминающего ревность: ведь
ИГУ во все времена был единственным в своем роде.
— Он и остается в нашем регионе единственным, классическим
по форме и содержанию университетом. А что касается
«клонирования» (смеется), то в ряде случаев это вряд
ли оправдано. Ведь если по большому счету, то, действительно,
университеты всегда являлись центрами, генерирующими
научную мысль, весь процесс обучения в них носит интеграционный
характер. Студенты, начиная с первого курса, вольно
или невольно втягиваются в творческий процесс: ведь,
как правило,основные профилирующие дисциплины здесь
ведут профессионалы высочайшего класса, ученые, подтверждающие
свою квалификацию отнюдь не наличием диплома доктора
или кандидата наук, а конкретным вкладом в науку. Как
фундаментальной, так и прикладной.
— Если не ошибаюсь, в стране насчитывается 68 полноценных,
точнее, классических университетов. В чем их основное
отличие от других, в том числе от вновь создаваемых?
— Прежде всего, в показателях, которые должны быть
выше, чем у других. К примеру, такая цифра. На одного
преподавателя классического университета по линии финансирования
науки приходится не менее 6,2 тысячи рублей в год. Для
экономической академии, скажем, этот показатель чуть
ли вдвое ниже — 3,2 тысячи. Важным показателем является
и более высокое, чем у других, число остепененных, в
первую очередь, докторов наук. Скажу больше — подтверждением
статуса классического университета являются
аттестация, проводимая раз в пять лет, лицензирование
всех профессиональных программ
— в этом плане мы по результатам прошедшей в прошлом
году проверки — на уровне.
Добавлю к этому, что прерогативой классического университета
является синтез естественных и гуманитарных факультетов,
подготовка специалистов по междисциплинарным дисциплинам
с фундаментальной и неузкопрофильной подготовкой, и
конечно же, единство науки и образования, внедрение
в общеобразовательный процесс результатов новейших научно-исследовательских
разработок.
— Александр Ильич, как вы смотрите на практику дублирования
специальностей в различных вузах, возьмем ту же журналистику?
— Без особого одобрения. Открытие новых специальностей
предполагает наличие научно-педагогических кадров и
соответствующей материальной базы. Кстати, сегодня Министерство
предъявляет повышенные требования к тем, кто решил таким
образом расшириться. Допустим, чтобы открыть новую специальность
по естественным наукам, надо обеспечить соответствующее
финансирование — на одну студенческую группу — не
менее 20 тысяч рублей в год. Нет таких средств — разрешения
не последует.
Кроме того, наш университет дает именно классическое,
полноценное образование, в частности, на том же отделении
журналистики. Посмотрите, где сегодня работают наши
выпускники, — во всех вузах региона! Математика, история,
биология… У нас, действительно, присутствует полный набор
классических университетских специальностей. Нам удалось,
несмотря ни на какие трудности — а их за минувшее десятилетие
выпало с лихвой, — сохранить все специальности. Не было
ни финансирования, ни платы за обучение — мы могли,
конечно, сократить и химию, и физику, и чистую математику,
но не стали этого делать. Кто еще подготовит специалистов,
которые смогут работать в других вузах, в различных
научно-исследовательских учреждениях Иркутской области?
Более того. По сравнению с началом—серединой 90-х годов,
число специальностей с 18 возросло до 43-х, сегодня
насчитывается 13 факультетов вместо былых девяти, создано
три образовательных научных института. Факультет математики
преобразован в институт математики и экономики, юрфак
— в юридический институт, сибирско-американский факультет
— в институт бизнеса и международного менеджмента.
Добавлю к этому, что ежегодно увеличивается и финансирование
науки, результаты исследований находят хороший спрос,
в том числе и за рубежом. На базе нашего университета
организован межрегиональный институт общественных наук,
финансируемый из фондов Маккартни и Карнеги (США). Изыскания
наших археологов финансирует университет Эдомнта из
Канады. По линии федерального финансирования на проведение
различного рода научных конференций, экспедиций мы имеем
4 млн. рублей в год. Еще раз подчеркну, главный критерий,
характеризующий именно университетский уровень подготовки
специалистов — высокие показатели в науке. Так что
одного желания мало.
— По данным рейтинга, проведенного в минувшем году
среди классических университетов страны, как выглядит
наш, Иркутский?
— В рейтинге участвовал 61 университет. Впереди нас
лишь семь наших собратьев, такие, как Санкт-Петербургский,
МГУ, Московский физико-технический, Нижегородский, Томский,
Ростовский и Казанский университеты. Равные с нами позиции
занимают десять вузов, среди которых Новосибирский,
Воронежский, Саратовский, ряд других.
Ниже нас по рейтингу расположилось более сорока университетов
России, в том числе такие мостодонты, как Дальневосточный
и Алтайский, Красноярский и Ярославский, Кемеровский
и Самарский. Основные критерии, которыми руководствовались
организаторы рейтинга, — квалификация профессорско-преподавательского
состава, не только преподавание, но и научная
деятельность, прежде всего в фундаментальных разработках,
участие в различных региональных, федеральных и международных
программах. И вообще, если говорить о перспективах —
мы полны оптимизма. Интеграция не только на региональном
уровне, но и на международном — один из определяющих
моментов в жизни Иркутского госуниверситета. Последний
пример. На базе ИГУ образована кафедра ЮНЕСКО «Водные
ресурсы». Сопартнером является один из ведущих университетов
Франции — Савойский.
В рамках соглашения, подписанного
год назад, осуществлен обмен студентами, подготовлена
научная долгосрочная программа деятельности кафедры,
представлены пять научных проектов в Национальный институт
горы, новую научно-образовательную структуру, созданную
при Савойском университете. В ходе визита в Иркутск
делегации Савойского университета в сентябре 2001 г.
нам было сделано предложение войти в состав данного
института в качестве соучредителя. Руководство ИГУ с
желанием приняло предложение, ибо возможность такого
сотрудничества очень перспективна для нашего университета
в связи с научным профилем Института горы. Это учебно-образовательное
учреждение ставит задачей реализацию комплексных программ,
связанных с мировым горным пространством, в частности
горных районов Альпийской зоны, с нашей стороны — Байкальских
рифтовых зон.
Структура нашего университета очень удачно вписывается
в задачи Института Горы. Проекты ученых ИГУ могут свободно
интегрироваться в его широкомасштабные научные программы,
предоставляя нашим ученым новые возможности
реализации своего научного потенциала. Примером может
служить первый конкретный результат такой интеграции:
два проекта ИГУ (по ихтиологии и топонимике) приняты
Институтом горы к реализации на 2002 год, а на очереди
— проекты по математическому моделированию, горному
праву и ряд других, осуществляемых нашими учеными на
разных факультетах ИГУ.
Добавлю к этому, что большой интерес к иркутянам проявляют
наши коллеги из Японии и Южной Кореи, с которыми нас
связывают договорные отношения.
— Не закружится голова от успехов?
— Не закружится. Мы ведь не топчемся на месте и останавливаться
не намерены.