Мозаика на "Стене"
Мозаика
на "Стене"
Олег БЫКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
В 70-е годы
профессор Сирин считался чуть ли не
диссидентом, поскольку для доктора
философских наук тех лет
бестрепетное и даже несколько
критическое, если не сказать
ироническое, отношение к наследию
классиков марксизма-ленинизма и
господствующей идеологии по
меньшей мере не вписывалось в
реестр общеобязательных
"одобрямс" и "чего
изволите?". Он приходил в
редакцию "Восточки", где мне
довелось в то время
"курировать" вопросы,
волновавшие и Анатолия
Дмитриевича. Его тогда занимали
проблемы духовного обнищания
нации, истоки инфантилизма
молодежи, поиск путей
нравственного возрождения
общества. Можно сказать, что мы
"спелись", ибо и мои взгляды
отнюдь не отличались
верноподданичеством.
И вот спустя
годы и годы нам вновь довелось
встретиться — уже в родных для него
стенах политехнического
университета, где Анатолий
Дмитриевич заведует кафедрой
философии. А поводом к встрече
послужила презентация его книги
"Необоримая стена". Это, так
сказать, квинтэссенция взглядов
философа и публициста на то, что
многие годы занимало и продолжает
волновать ученого. Книга, как
сказано в предисловии,
представляет собой сборник статей
и очерков, опубликованных им ранее
в журналах "Москва" и
"Сибирь", в иркутских газетах.
Многие из помещенных в сборнике
работ увидели свет в периодической
печати в связи с 270-летним юбилеем
Иркутской епархии, который широко
отмечался в 1997 году.
Главная,
основная мысль книги заключается,
пожалуй, в том, что православие
было, есть и будет духовной опорой
сибиряков и, как подчеркивает в
предисловии архиепископ Иркутский
и Ангарский Вадим, оно, наряду с
хлебом единым, насыщало духовной
пищей сибирских первопроходцев,
придавая им крепость и восполняя
нужные силы в опасном и сугубо
трудном деле покорения и освоения
сурового края во славу родной
страны. Трудно не согласиться с
автором, когда он, размышляя о
православных священнослужителях,
пришедших вместе со своей паствой в
неведомые края, называет их деяния
во имя нравственного благочестия и
соборности подвигом. "Вот почему,
— читаем в главе "Проводники
православной культуры", —
вдвойне обидно за некоторых
историков и публицистов (в их числе,
к сожалению, было и немало иркутян),
поносивших первых сибирских
служителей культа: они-де были и
пьяницы, и безграмотны, и лихоимцы,
и притеснители. Холодом мнимой
научности, безблагодатной и
бессердечной, веет от писаний этих
горе-авторов. В угоду
господствующей идеологии, к тому же
поверхностно и превратно понятой,
они безжалостно поливали грязью
великую историю
первопроходцев…"
Анатолий
Сирин имеет право на подобную
критику, ибо, как я уже говорил,
никогда не был замечен в
неискренности и тенденциозности.
Поэтому и веришь ему, и
сопереживаешь, когда читаешь
страницы его удивительно искренней
книги. Пишет ли он о трагедии
Иркутского Вознесенского
Свято-Иннокентьевского монастыря
или попытке проникнуть в тайну
мощей святителя Иннокентия,
размышляет ли о соблюдении
церковных обрядов или говорит о
планах строительства храма
преподобного Сергия — во всех
случаях его слово звучит просто,
доходчиво и убедительно.
Чрезвычайно
полезной и поучительной в плане
нравственного, партриотического
воспитания назвал книгу Сирина
ректор политехнического
университета профессор Иван
Головных. Не так уж много в наши дни
выходит изданий, обращенных к душе
человеческой, к свету доброты и
взаимопонимания, возвращающих и
утверждающих утраченные святыни.
Горячо поддерживает Иван
Михайлович и идею строительства на
территории Студгородка храма
преподобного Сергия Радонежского.
И это не просто слова. Охотно и
энергично ректор поддерживает
любые начинания в области культуры,
просветительской деятельности, в
воспитании студентов.
Не явилась
исключением и сегодняшняя встреча.
С большой заинтересованностью он
откликнулся на инициативу
культурного центра ИрГТУ, ее
руководителя Альбины Кузнецовой
провести презентацию книги,
получившей, кстати, благословение
архиепископа Иркутского и
Ангарского Вадима.
Перед
началом презентации было некоторое
опасение, а вдруг кто-то не придет,
ведь рабочий день в разгаре, мало ли
что. Конечно же, больше всех
волновался сам Анатолий
Дмитриевич. И, как оказалось,
напрасно. Когда он вошел во
внушительных размеров
конференц-зал, увидел — ни одного
свободного места! Он смотрел на
лица улыбающихся ему людей и в
сердце поднималась волна горячей
признательности всем, кто сделал
возможным этот праздник. Он никого
не забыл, выступая перед
собравшимися — и редакторов, и
оформителей, и художников,
поблагодарил комитет по культуре
администрации Иркутской области,
мэрию Иркутска и конечно же,
ректорат своего родного
университета, с особой теплотой
отозвался о владыке Вадиме. Без их
поддержки и участия, заявил
Анатолий Дмитриевич, выход в свет
его детища представлялся весьма
проблематичным.
Было что
сказать и многочисленным гостям —
бывшему выпускнику политеха,
первому заместителю главы
администрации Иркутска Сергею
Дубровину, редактору книги
иркутскому поэту Василию Козлову,
председателю комитета по
молодежной политике при
администрации области Александру
Беломестных, другим. По их мнению,
читатели получили не просто хорошо
изданную книгу, а полноценное
историческое, философское и
богословское произведение,
исполненное блеска и глубины. И что
удивительно: состоящая из
написанных и изданных в разное
время статей, очерков, эссе, она
воспринимается органично и цельно,
точно создавалась на одном дыхании,
по единому композиционному плану.
Поистине, это как полнозвучная
мозаическая картина на стене. Пусть
даже если эта стена
"Необоримая…"