Зимние забавы
Зимние
забавы
С
незапамятных времен любимое
занятие детворы зимой конечно же,
катание с горок. Вариантов
существует великое множество: сидя,
стоя, лежа, задом наперед,
"паровозиком" и т.д. А если
учесть, что каждый взрослый в душе
ребенок, то количество поклонников
этой забавы возрастает
многократно.
В
стародавние времена наши земляки,
живущие в селах, заливали водой
склоны гор, ведущие к реке, готовили
немудреные ледянки: в
прохудившийся таз помещали навоз,
заливали его водой и замораживали.
Катались также на коровьих шкурах.
Причем катанье на коровьих шкурах
было любимой забавой молодежи:
шкура довольно объемная, позволяет
на себе уместиться компании до 10
человек. А чем больше компания, тем
веселее скатываться в сугроб.
В городах
покрупнее к обустройству таких
забав подходили более
основательно: сооружали
бревенчатую клеть, к которой
приделывали деревянный желоб. При
таких горках даже существовала
своеобразная служба катальщиков:
за небольшую плату ловкие парни
помогали скатиться с горки стоя
всем желающим, при этом никто не
падал и не терял равновесия. В конце
прошлого века особой популярностью
пользовались подобные горки в
Москве и Подмосковье. В Москве
инициатором устройства высоких
деревянных горок был отец
известного русского писателя Ивана
Шмелева Сергей Шмелев.
Строительство горок начиналось
задолго до рождественских и
масленичных катаний. Причем горки
строились по принципу встречного
потока, т.е., раскатившись с одной
горки, человек по инерции
закатывается на другую, сходит с
полотна и "пересаживается" на
встречную горку. Таким образом
экономилось время и усилие
катающихся: без встречной горки
возвращаться к исходному рубежу
довольно долго.
В
архитектурно-этнографическом
музее "Тальцы", где бережно
относятся к сохранению быта наших
предков, научными сотрудниками
было решено воссоздать такую
забаву. Так как "Тальцы" давно
стали доступны горожанам, то и
горку решили поставить
"городскую", по типу горок
Подмосковья конца 19 века. Дело
оказалось непростым: навыки
строительства подобных горок в
определенной степени утрачены.
Кое-что пришлось воспроизводить
методом проб и ошибок. Так, сначала
полотно делали снежным и заливали
водой, но через некоторое время
снег при катании начинал
выбиваться. Решено было
приторочить деревянный желоб,
скрупулезно обработать стыки.
Чтобы катающиеся не ощущали
дискомфорта в процессе катания и,
не дай бог, не травмировались,
понадобилось два года, в течение
которых горку основательно
доводили до состояния безопасного
катания.
Получилась
настоящая красавица: в основании —
бревенчая клеть высотой 8 метров и
скатное полотно целых 127 метров!
Причем перепад высот доходит до 22
метров (это что-то около 7-этажного
дома). И, конечно же, коровьи шкуры —
на них кататься безопаснее.
Горожане по
достоинству оценили плоды
сотрудников музея: в выходные и
праздничные дни покататься на
коровьих шкурах приезжает до
тысячи человек. Иногда на горку
выстраивается очередь, и тогда за
работу принимаются
"регулировщики" — сотрудники
музея, следящие за порядком и
безопасностью катания.
Горожанин,
оседлавший коровью шкуру, летит со
скоростью 45 км в час, сердце
замирает, душа ликует, румянец
разливается во всю щеку. И все это
на фоне красивейшей природы,
сибирского раздолья. Заряд
бодрости и хорошего настроения
обеспечен на целую неделю!
По словам
директора
архитектурно-этнографического
музея "Тальцы" В. Тихонова,
посетителям музея так понравилась
эта забава, что придется пойти им
навстречу и расширить данный
спектр услуг — в перспективе
строительство еще двух горок: для
граждан не столь храбрых (т.е. менее
высокая горка) и для детей. Причем
планируется устроить горки так,
чтобы срабатывал принцип
встречного потока. Ух, и
покатаемся!!!
Лариса
КОНДРАЦКАЯ