19 января -- Крещение Господне
Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба
которого сходна с чином рождественского сочельника.
К концу вечерни приурочено первое освящение воды. Этот
древний обряд христианская традиция тесно связывала
с таинством Евхаристии (причащения). Подобно тому как
в литургии продолжается таинство Воплощения, так и богоявленская
вода знаменует одухотворение и преображение стихий.
Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет
иметь причастность Царствию Божию. Освященная вода именуется
по-гречески агиасмой, т.е. великой святыней.
«Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается».
Но не только этим ограничивается значение воды. Оно
и в том, что Сам Творец всех вещей — Христос — «нисшел,
как дождь, познан был, как источник, распространился,
как река, и крестился в Иордане».
У православных христиан есть обычай приносить домой
богоявленскую воду, бережно сохранять ее. Эту воду пьют,
ею окропляют жилища и вещи.
Иисус крестился в возрасте тридцати лет. Вот как свидетельствует
о сем событии Иоанн Предтеча: «Я видел Духа, сходящего
с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Иисусе).
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал
мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на
Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал,
что Сей есть Сын Божий» (Ин., 1, 32-34).
В тот день явственно явило Себя миру Триединое Божество:
Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой
сходил на Него с небес «в виде голубине», Бог Отец свидетельствовал,
возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором
Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Вот почему праздник Крещения
зовется еще и Богоявлением.