издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За дорогой -- дорога

За
дорогой — дорога

Алексей
ЛУКЬЯНЧИКОВ,
художник

С бывшим
директором Иркутского филиала
ГипродорНИИ Александром
Тимофеевичем Волковым я
познакомился в 1970 году, когда
судьба предоставила мне
возможность влиться в его
удивительный, работоспособный
коллектив, состоящий из молодых
специалистов —
инженеров-проектировщиков,
изыскателей-геологов, топографов,
гидрологов, геофизиков, буровиков…
Созданному Волковым институту было
тогда 13 лет от роду, и дел
"Гипродор" провернул
предостаточно. Уже были
спроектированы и построены
автодороги Слюдянка — Байкальск,
Иркутск — Оса — Усть-Уда, обход г.
Черемхова, участки дорог в Якутии,
Читинской области.

Время тогда
было необычное, романтическое. В
Сибири начинались грандиозные
стройки: Иркутская, Братская,
Усть-Илимская гидроэлектростанции,
город Братск, а чуть позже —
Байкало-Амурская магистраль.

Под крылатые
мелодии песен Добронравова и
Пахмутовой в 1957 году в ГипродорНИИ
к Волкову понаехали тогда
одержимые молодые специалисты со
всего Советского Союза. Что их
звало в Сибирь? Не туман и не запах
тайги, разумеется, но и не только
длинный рубль. Молодежь утверждала
себя, и грандиозные стройки ей были
просто необходимы. Она чувствовала
себя на них уверенной,
значительной, необходимой своей
стране.

Назову лишь
несколько человек из прибывших
первым потоком: геолог А. Лиманский
из Новочеркасска, дорожники Т.
Моисеева из Тамбова, Е. Черных из
Великого Устюга, Б. Луковников и М.
Свистова из Саратова. К нам ехали из
Донецка и Томска, Ленинграда и
Хабаровска… И замечательно то, что
многие из романтиков и сегодня, на
45-м году существования института,
успешно работают в нем.

Многие из нас
не понаслышке знают, что характер у
Александра Тимофеевича
покладистый, но попасть на работу в
проектный институт Волкова было не
просто. Взять хотя бы мой пример.
Была учреждена должность
художника-архитектора (инженера) по
ландшафтному проектированию. Я
тогда выполнил предварительную
контрольную работу, и через неделю
меня приняли. Вроде ничего
сложного. Но главным инженером
института (правой рукой директора)
Александром Чухвичевым был устроен
довольно жесткий конкурс — за это
место, кроме меня, боролись еще пять
человек.

У Александра
Тимофеевича был, разумеется, свой
кабинет, но он не имел привычки
никого туда не приглашать. Я,
например, не помню себя стоящим там
"на ковре". Зато Волков сам
приходил на мое рабочее место.
Только я приступил к работе, как
вдруг в кабинет заходит Александр
Тимофеевич. Тут мне надо бы как-то
заволноваться, все-таки явился не
кто-нибудь, а сам директор. Но
странное дело, я совершенно
спокоен, а директор ведет себя так,
будто он и не директор вовсе, а мой
давнишний коллега. Прекрасно помню,
с каким неподдельным интересом
стал он знакомиться с моей новой
работой, и я почувствовал себя чуть
ли не самым значительным
специалистом в институте. После его
визита я уже не имел права плохо
работать.

Не трудно
догадаться, что все сотрудники
ГипродорНИИ, к кому заходил
Александр Тимофеевич, чувствовали
себя очень нужными людьми в
институте. Думаю, в этом
тактическом и педагогическом
методе и заключался талант
Волкова-директора. Он умел работать
с людьми, был мудр, спокоен, вежлив,
никогда не повышал голоса.

Александр
Тимофеевич был озабочен не только
производственной деятельностью
подчиненных. Он думал и о духовной
жизни коллектива. Институт
славился художественной
самодеятельностью, стенгазетой,
выпусков которой всегда ждали с
нетерпением; была спортивная
секция; проводились вечера, где
читались стихи, в том числе и
собственные; в актовом зале
"ставили глаз" любители
биллиарда.

В 1972 году
Александр Тимофеевич передал
директорские дела своему
продолжателю (как оказалось,
надежному) Анатолию Косякову и
перешел в горисполком на должность
заместителя начальника управления
капитального строительства, где
непосредственно организовывал
строительство в Иркутске моста
через Ангару, связавшего Жилкино и
предместье Марата.

В 1978 году
неутомимый Волков создал в
Иркутске организацию
"Ремстройпроект" и много лет
ее возглавлял.

С 1995 года
Александр Тимофеевич — заботливый
председатель совета ветеранов
войны, труда, вооруженных сил и
правоохранительных органов
Правобережного округа г. Иркутска.

У Волкова я
проработал всего два года, но и за
это время успел полюбить этого
гуманного, душевного и
обаятельного человека. И теперь,
спустя много лет, когда слышу
поговорку "мир не без добрых
людей", вспоминаю Александра
Тимофеевича.

В январе 2002
года бывшему директору
ИркутскгипродорНИИ исполняется 80
лет. От лица всех работников
института, от "неисправимых
романтиков", хочется пожелать
Александру Тимофеевичу всего
самого хорошего в жизни — удач,
счастья, здоровья и долго-долго
оставаться для нас образцом
истинно интеллигентного человека.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры