"Смех -- моя суть"
Елена
ОБРАЗЦОВА:
"Смех
— моя суть"
Светлана
МАЗУРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"
Елена Образцова — всемирно
известная певица (меццо-сопрано),
народная артистка СССР, лауреат
Ленинской премии. Ей рукоплескала
публика Парижа, Версаля, Лондона,
Нью-Йорка, Италии, она поет в лучших
театрах — "Ла Скала",
"Метрополитен-опера",
"Карнеги-холл", работает с
крупнейшими музыкантами мира —
дирижерами и артистами, критики
пишут о ней: "Елена Образцова
превосходит самых знаменитых
оперных див ХХ века", "это
самый крупный лирический талант
мировой оперной сцены".
С 1964 года
работает в Большом театре. В 1999 году
впервые вышла на сцену в
драматическом спектакле
известного режиссера Романа
Виктюка.
В канун
Нового года Иркутск потрясло
радостное известие: к нам едет
знаменитая Елена Образцова, звезда,
прима мировой оперы, королева
вокала. Кроме сольного концерта,
который с нетерпением ждали
истинные ценители оперного
искусства, Образцову можно было
увидеть и в спектакле-трагикомедии
"Антонио фон Эльба",
поставленном Р. Виктюком. О нем
много писали. Далеко не все с
восторгом приняли участие любимой
певицы в этом проекте. Но тем не
менее спектакль идет с аншлагами
повсюду — в Москве и Петербурге,
малых городах России. Одни идут
"на Образцову", другие — "на
Виктюка", третьи — "из
любопытства, что же из этого
получилось".
Сама актриса
говорит по этому поводу вот что:
— Я
счастлива, что попала в театр
Виктюка, что воплотились мои
детские мечты о драматической
сцене. Я забыла все. Забыла, что есть
жизнь настоящая, живу в
параллельном мире творчества,
радости, счастья. Пою и танцую, и,
благодаря гигантскому таланту
Романа Григорьевича, мне совсем не
трудно войти в новую для себя
драматическую роль… И я потому
счастлива в этом спектакле, что
очень талантливы партнеры. При этом
во время выпуска сложилась
атмосфера любви и необыкновенной
нежности друг к другу.
Несколько
лет назад Виктюк приезжал в Иркутск
со своим спектаклем "Бабочки!
Бабочки…" (с Валентиной
Талызиной в главной роли). Нынешний
неприезд самого знаменитого,
самого скандального режиссера
нашего театра одних расстроил,
других обрадовал: "И слава
богу!" (?!).
На интервью с
Еленой Образцовой не окружением
мне было выделено пять (!) минут. И
вот что из этого вышло…
— Елена
Васильевна, вы знаете о том, что,
кроме восторженных откликов
зрителей, есть и такие: "Это
каприз примадонны. Ну зачем иначе
ей было участвовать в спектакле
скандального Виктюка?"
— Почему
"скандальный"? — не
соглашается актриса. — Виктюка я
впервые посмотрела совсем недавно.
Это был спектакль "Саломея".
Там играл Дима, играли Фархад,
Олежка (артисты, занятые в
спектакле: Д. Бозин, Ф. Махмудов, О.
Исаев. — От авт.).
Я пошла за
кулисы поздравить актеров, там был
Виктюк, и в шутку я сказала:
"Может быть, и мне дашь какую-то
роль?" "Я подумаю", — ответил
он. А месяца через два пришел вот с
этой пьесой. Я решила, что она мне
подходит, сказала, что с
удовольствием возьму ее и буду
играть. Так началась наша с
Виктюком работа.
— Это правда,
что вы сказали ему: "Я ничего не
умею. Я пришла учиться"?
— Да. Я ничего
не умела в драме — там все
специфическое, совсем по-другому,
там можно делать свою музыку. Если в
опере мы связаны паузами, фразами,
дирижером, оркестром, то здесь я
сама создаю музыку спектакля, и
поэтому для меня это была новость! И
я очень люблю классику в
драматическом искусстве и очень
рада, что меня приняли в коллектив.
— У вас с
Виктюком появился уже второй
спектакль?
— Еще не
появился. Это "Венера в мехах"
по Мазоху. Но мы его уже вовсю
репетируем.
— Читала о
вас следующее: Елена Образцова
уходит из Большого театра к
Виктюку. Ее поклонники возмущены,
многие отвернулись от нее, а он,
конечно, доволен.
Хохочет: —
Это для непосвященных! Вообще-то я,
конечно, не ушла из Большого театра,
пою там. И играю в театре Виктюка.
— Знаю, что
Мария Каллас была одной из самых
любимых ваших певиц…
— Да.
— Видели ли
вы спектакль, где Каллас сыграла
Татьяна Васильева?
— Не видела. Я
бы очень хотела сыграть эту пьесу и
хочу поговорить об этом с Виктюком.
— Это правда,
что однажды, когда вы спели Кармен,
к вам пришла Монтсеррат Кабалье и
встала перед вами на колени?
— Да, правда.
Еле подняли домкратом (хохочет). Это
было в Барселоне. Я пела вместе с
Доминго. И она пришла ко мне за
кулисы.
— Вы никогда
не были персоной нон грата?
— Нет.
— Вам не
перекрывали выезды за границу?
— Нет.
— И плохой
критики не было?
— Не было.
— Как вы
оцениваете сегодняшнее состояние
оперного искусства в России?
— Я очень
плохо знаю состояние театров в
России, потому что мало бываю здесь.
Поэтому даже не решаюсь говорить на
эту тему.
— Как сегодня
котируются наши российские оперные
певцы на Западе?
— Очень
высоко! Нет театра, где бы не пели
русские певцы. Они поют в самых
лучших театрах и постановках. И я
очень горжусь, что русская, что до
сих пор востребована во всех
театрах, и испытываю гордость за
нашу культуру.
— Как
Хворостовский?
—
Замечательно! Недавно я слушала,
как он прекрасно пел
"Фаворитку" Доницетти (в
концертном исполнении) в Нью-Йорке,
в "Карнеги-холл".
Я только что
приехала из Лос-Анджелеса (где пела
"Пиковую даму") — там пели наши
Чернов, Сергей Беферкус, Галина
Горчакова (и пел Доминго),
дирижировал Гергиев. Все мы поем
нашу русскую музыку и прославляем
русское искусство.
— Когда-то вы
вели дневники. А сейчас?
—
Обязательно! Правда, если раньше я
писала каждый день, то сейчас
только если что-то меня удивляет
или сильно потрясает. Например,
когда я вижу прекрасную природу.
— А свой
талисман, интересно, по-прежнему
берете в поездки?
— Бобку?
(Старая игрушка Е.О. — От авт.).
Обязательно!
— Не
надоедает жизнь на колесах, вечные
переезды, чемоданы, самолеты,
гостиницы? Не хочется иногда
бросить все, осесть и пожить
спокойно, заняться, например,
преподаванием?
— Я преподаю
уже лет 25. А чемоданы — это у всех.
Что делать? Это трудно, но без этого
— никак!
— Хотелось бы
узнать о вашей дочери Елене…
— Да,
пожалуйста. Она певица, поет
концерты, в опере — маленькие
партии, учится у Монтсеррат
Кабалье. Когда я сказала дочке:
"Тебе не сделать большой карьеры
в опере", она ответила: "Ну,
мамочка, не всем же быть такими, как
ты! А мой выход в опере — это для
меня счастье!" Я ее поняла и не
ругаю. У каждого своя жизнь, свои
запросы и возможности…
— Вам знаком
страшный сон артистов: забыл(а)
слова?!
— Нет.
(Хохочет). Это бывает наяву. И тогда
начинается импровизация!
— Вы
потрясающе смеетесь! И в жизни, и в
спектакле Виктюка.
— Спасибо.
— Это, кстати,
он подметил и использовал?
— Нет, я сама.
Смех — моя суть.
— И Виктюка —
тоже! — смеясь, добавляют артисты,
партнеры Образцовой по спектаклю.