"Империя" Бутина,
"Империя"
Бутина,
В.И. ПЕШКОВА,
аспирантка ИГУ
или Как понимали
предпринимательскую культуру
иркутские купцы
Под
предпринимательской культурой
понимается в первую очередь
представление о том, какие средства
достижения цели можно считать
приемлемыми, а какие нет. Цель
очевидна — прибыль. Но получить ее
можно различными способами. Надо
сказать, что общепринятого
понимания предпринимательской
культуры нет до сих пор. Оно еще
только вырабатывается.
Своеобразие
предпринимательской культуры
сибирских купцов можно проследить
на примере Михаила Бутина, одного
из первопроходцев в построении
капитализма в Сибири. Бутин жил по
нормам морали той общественной
группы, к которой относился.
Главный и
самый прозрачный, как сейчас
говорят, способ — повышение
производительности труда,
применение более совершенной
техники, использование опыта
прогрессивных иностранных
предпринимателей — был для Бутина
определяющим. Так, в 1871 г. он
совершил поездку в США.
Золотопромышленник побывал на
золотых и серебряных рудниках,
ознакомился с техникой и способами
добычи "желтого" и
"белого" металлов. В
результате, вернувшись в Нерчинск,
Михаил Дмитриевич значительно
переоборудовал Дарасунские
прииски, построил железную дорогу
для доставки леса, увеличил и
модернизировал техническое
оснащение многих своих
предприятий.
Справедливости
ради надо сказать, что эксплуатация
и произвол на заводах М.Бутина были
не менее и не более жестокими, чем
на других : продолжительный рабочий
день, плохие условия труда, низкая
заработная плата, расчет с рабочими
только частью денег, а больше по
"выпискам" из заводских лавок,
по ним же выдавались вино и спирт из
заводских складов.
Такими были
стандарты этического поведения
сибирских деловых людей сто лет
назад.
Нельзя
сказать, что наши
современники-предприниматели
сильно уступают своим удачливым
предшественникам. Современные
методы и средства для ускоренного
накопления денежных средств мало
отличаются от тех, которые были
освоены в девятнадцатом веке.
Впрочем,
"методов" и "средств" было
недостаточно для достижения цели
всякого предпринимательства.
Деловая
хватка, здравый ум,
изобретательность и
предприимчивость — вот те качества,
которыми должен обладать успешный
бизнесмен. Российский
преуспевающий предприниматель
обладал ими во все времена.
Но! Есть
нечто, в чем современные
предприниматели сильно уступают
старому русскому купцу. Понимая
неправедность методов
предпринимательской деятельности,
сибирские купцы занимались
благотворительностью и
меценатством. Бутин не был
исключением. Он жертвовал
значительные средства на
строительство и поддержание очагов
культуры в Забайкалье и родном
Нерчинске, опекал народное
образование, тратил деньги на
решение многих социальных проблем.
При всем при
этом, оценивая уровень
предпринимательской культуры и
деловой этики М.Д.Бутина, следует
сказать следующее.
Михаил
Дмитриевич Бутин был талантлив. Для
него не представляло особого труда
решить задачу приумножения
прибыли. Но главным было другое.
Сама предпринимательская
деятельность стала выражением его
сущности, его нормальным
состоянием. Это постоянное
самовыражение, познание нового,
неизведанного. Это борьба с
конкурентами. Новые идеи, их
реализация. Стремление к
общественному признанию. Это
борьба за власть, которая, как
известно, способна опьянить
сильные личности. Одно сознание
того, что власть у него в руках, для
Бутина, как предпринимателя, было
достойной компенсацией за
ежедневный изматывающий труд.
Накопление капитала явилось
средством для создания пусть
небольшой, но собственной
купеческой империи Бутина.
От редакции.
В романе Оскара Хавкина "Дело
Бутиных" (Чита, 1996 г.) характер
известного сибирского
промышленника Михаила Бутина
показан рельефно и ярко. На наш
взгляд, материал В. Пешковой можно
дополнить важной для понимания
сущности этого незаурядного
человека деталью.
Будучи
близким другом Саввы Морозова,
Бутин сочувствовал идеям
социал-демократии. А в 1904 г.
тяжелобольной Михаил Дмитриевич
совершил поступок, выходящий за
рамки купеческой морали. Три
четверти своего состояния —
полтора миллиона рублей — он
завещал на постройку двенадцати
школ на земле Нерчинского края, а
свой великолепный дворец подарил
городу.