Самый молодой лауреат
Самый
молодой лауреат
Светлана ЖАРТУН
Доброй традицией стало в
канун Нового года вручать премию
имени Аркадия Вычугжанина. Вслед за
мэтром, заслуженным художником
Российской Федерации Владимиром
Тетенькиным, лауреатом 2001 года,
стал молодой живописец Сергей
Казанцев.
Впрочем,
молод он только по возрасту, и то
потому, что в живописи принято
считать, что настоящими мастерами
становятся художники с большим
опытом работы, годами
вырабатывающие технику письма.
Сергей Казанцев преподает в
Иркутском училище искусств
четырнадцать лет. Звание мастера
курса, постоянное общение со
студентами выработали отношение к
профессии художника как к миссии.
У своих
учителей из Красноярского
художественного института он
научился технике, при которой
реальный предмет или жанровая
картина обретают метафорическую
образность. Казанцев часто пишет
пейзажи Байкала, которые всегда или
почти всегда поэтичны, одушевлены.
Байкал для него сравним с храмом,
который, кроме веры, дает людям
особую духовную силу.
Премия
Аркадия Вычугжанина, учрежденная
Иркутской организацией Союза
художников и комитетом по культуре
администрации области, присуждена
Сергею Казанцеву за три живописных
полотна — "Над Байкалом",
"Большое Голоустное" и
"Вековой тополь" — как за
"наиболее выразительные
произведения в области русского
реалистического искусства".
Сам художник
родом из Магнитогорска, и самыми
примечательными пейзажами его
детства были индустриальные.
Выросший на почве урбанизации, он
сегодня с удовольствием
растворяется в пейзаже, в
деревенской простоте или
захолустье иркутских улочек,
находя в этих образах особую
теплоту и притяжение.
В работах
Сергея Казанцева все мерно и все
находится в движении. Застывшая
вода, кажется, вот-вот сорвется с
места и двинется в легком и веселом,
а то мощном и грозном беге. Дерево
может поведать о своей вековой
мудрости, а солнечный луч —
спрятаться или озарить вдруг
золотым светом притихший перед
ночным сном пейзаж.
В творческих
пристрастиях художника есть
направление, которое, на первый
взгляд, можно определить как
натуралистическое. Но,
приглядевшись внимательнее,
чувствуешь в этих работах легкую
ироничность или забытый образ из
детства, когда окружающий мир
казался огромным и пугающим.
Например, "Ночной вокзал" —
помпезный, выстроенный в стиле
"сталинского ренессанса", с
огромным и наивным лозунгом,
приветствующим передовиков
производства, и призывом "ура".
Это своеобразный гиперреализм,
образ прошлого, как сколок нашей
исторической памяти.
И другой
образ детства — с очень взрослым
названием "Элегия". На картине
девочка, лошади и амур,
спрятавшийся в ветвях дерева. Как
наивно они написаны, почти
документальное подражание
Пиросмани. Блестящий рисовальщик,
искушенный мастер живописи,
нарочито примитивный в своей
"Элегии", художник добивается
удивительного результата. Здесь
соединились сказка, мечта,
трогательная нежность к
персонажам, ставшим героями
полотна.
Когда
председатель комиссии доктор
экономических наук, профессор
Михаил Винокуров объявил имя
лауреата, некоторые из художников
говорили: "В окружении какой
красоты сидим"… Персональная
выставка Сергея Казанцева,
приуроченная к дате вручения
награды, удивляет разнообразием
тем и живописных форм. В авторе
работ, кажется, соединились опытный
мастер и мальчишка, который не
устает восхищенно удивляться
простым вещам: двум соседям или
(супружеской паре?) которые, стоя у
покосившихся ворот, задаются
вечным российским вопросом: что
делать? Маленькая фигурка мальчика
застыла на фоне унылой разрухи
дома. Он еще не понимает всей
убогости этого житья, и в
остановленном художником беге
устремлен в свою детскую игру или
может быть, в будущее. Художник
сопереживает печалям и радостям
своих героев, их горькой судьбе и
беззаботному слиянию с красотой
жизни.