Мелодия камня
Мелодия
камня
Ирина ЛАЗАРЕВА
Наверняка иркутяне знают это
монументальное красивое здание на
левом берегу Ангары — Иркутский
институт инженеров
железнодорожного транспорта. Сам
институт существует уже добрую
четверть века, а вот уже два года
две с половиной тысячи студентов
ИрИИТа учатся в уникальном в своем
роде и, несомненно, одном из самых
красивых в Иркутске зданий. А
сконструировал его талантливый
архитектор
"Иркутскгражданпроекта", член
Союза архитекторов России
Александр Георгиевич Борщенко. За
эту работу ему присуждена
губернаторская премия, а также
диплом третьей степени российского
смотра зодчества 2001 г. в Москве. И
вот мы с Александром Георгиевичем
едем к его детищу.
— Александр
Георгиевич, как вы относитесь к
столь громким наградам, премиям? —
спрашиваю я по дороге.
— Как ни
странно, совершенно спокойно. В 96-м
году, когда ИрИИТ находился на
уровне проекта, мы отправили его на
ту же выставку в Москву. Но там,
кроме диплома участника, работа
ничего не получила. Мы отнеслись к
этому философски: диплом так
диплом…
— Но работа,
наверное, была серьезной и трудной.
Расскажите, как все начиналось?
— Эта история
уходит корнями в довольно-таки
давние времена, когда я еще только
приехал в Иркутск в качестве
архитектора. Уже тогда возникла
мысль о создании подобного здания
такого масштаба и размаха.
В конце
концов градостроительный совет
Иркутска дал добро на реализацию
проекта ИрИИТа. Это было в 96-м году.
Можно сказать, с этого момента и
ведется работа, которая,
предполагается, завершится в 2002
году.
И вот из-за
рощ и зданий выныривает громадное
сооружение. На первый, рассеянный
взгляд, это причудливое
нагромождение геометрических форм.
Но стоит присмотреться, и
обнаружится четкая синхронность,
даже певучесть строгих линий. На
переднем плане цилиндрическое,
увенчанное куполом строение —
актовый зал. Вход выполнен в виде
футуристической арки. За ним —
просторный вестибюль с прозрачными
стенами. Деловито снующие туда-сюда
студенты создают впечатление
солидного и стабильного оплота
науки и образования. С грустью
сравниваю этот мощный комплекс со
своим маленьким факультетом.
Восторги, охи, ахи переполняют меня.
В актовом зале идет репетиция КВН.
Акустика поражает слух, а взор
услаждается красивыми балконами и
ложами. Ну просто маленький театр!
Выйдя из
основного корпуса, обходим все
сооружение. Александр Георгиевич
выполняет роль гида:
—
Предполагается, что это будет целый
комплекс, включающий в себя учебные
и лабораторные корпуса, общежития,
спорткомплексы. Человек может
войти туда и не выходить три-четыре
месяца, испытывая недостаток
только в живом солнце. То есть
абсолютно все, что необходимо для
полноценной жизни, там есть:
столовая на два этажа, огромная
библиотека с читальным залом,
актовый зал. По переходам можно
попасть в общежитие и лабораторные
корпуса…
—
Представляю, в каких творческих
муках все это создавалось…
—
Архитектура — это не одно
художественное творчество. Самая
первая и главная задача
архитектора — не только построить
красивое по внешнему виду здание,
но еще и приспособить его к
особенностям климата, к условиям
строительства, каким-то
техническим ситуациям, которые
непонятны простому обывателю, но
важны в реализации проекта. К
сожалению, не все это понимают и
критикуют только с эстетический
стороны. И еще, пожалуй, сильно
влияют на проект финансовые
возможности заказчика. Даже не
столько возможности, сколько
желание на чем-либо сэкономить, что,
конечно, весьма печально, так как
идет в ущерб замыслу.
— А лично у
вас есть какие-нибудь идеалы в
архитектуре, к которым вы
стремитесь, которым хотите
подражать?
— В принципе,
то, что я делаю, мой стиль, мое
видение здания, подход к решению
проблемы, являются результатом
моих стремлений к так называемому
личному идеалу. Кумира, которому я
хотел бы подражать, пожалуй, нет, а у
людей, чьи работы мне нравятся,
стиль очень похож на мой
собственный. Могу назвать таких
западных архитекторов, как Мейер и
Фостер. Когда смотрю на их работы,
понимаю, что в тех же условиях
сделал бы примерно то же самое, а
они, в свою очередь, сотворили бы
вещи, похожие на мои в наших
условиях.
— А какая
ваша первая реализовавшаяся
работа?
— Даже не
припомню… После окончания
Днепропетровского
инженерно-строительного института
я какое-то время работал в
"Днепрогражданпроекте" и там
участвовал в создании
хирургического центра. Это был
довольно-таки масштабный проект, но
я ушел оттуда до окончания
постройки. Переехал в Иркутск, где и
работаю в
"Иркутскгражданпроекте".
Мы идем на
стройку. К новому году намечена
сдача в эксплуатацию нового
учебного и лабораторного корпуса.
Строители трудятся вовсю. Уже
облицована и отделана одна сторона
новостройки, вторая догоняет
первую, и вот-вот там тоже заснуют
студенты.
— Строить
что-то надолго невыгодно, —
продолжает мой гид. — Время течет,
мир меняется, и, естественно, спрос
у нового поколения другой. Да и
технические средства обновляются,
становятся лучше. То есть лет через
сто это здание просто не будет
соответствовать времени. И строить
ли на его месте другое либо
реконструировать его — решать
будущим архитекторам. А пока ИрИИТ
еще постоит и послужит нескольким
поколениям.
— Какое
чувство вы испытываете, глядя на
свое детище?
— Я, конечно,
горжусь им, но особого ажиотажа нет,
ведь я знаю его вдоль и поперек, оно
строилось на моих глазах. Тут,
действительно, как в случае с
собственным ребенком. Вроде растет
и растет, глянь — полноценный
человек! Тут-то и приходит
осознание удовлетворения своей
работой.