Наследники традиций
Наследники
традиций
Виктор ОТИНОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
"Развитие образования в
России" Такое название получил
мегапроект, разработанный
институтом "Открытое
общество" с конкретной целью:
оказать поддержку кафедрам
общественных наук,
"прописанным" в нестоличных
вузах страны. Естественно, тем из
них, которые в состоянии отстоять
на то свое право. Иначе говоря,
доказать, что именно их кафедры
являются потенциальными лидерами
среди подобных себе. Чтобы выявить
таковые и впоследствии, опираясь на
них, способствовать повышению
уровня общественных наук, весной
99-го года был объявлен конкурс, в
котором приняли участие 187 кафедр
университетов России.
Второй тур (в
нем приняло участие уже более 200
кафедр) был объявлен в начале
нынешнего года. И хотя
окончательные результаты конкурса
будут подведены предстоящим летом,
первые лауреаты его уже известны. В
их числе победитель конкурса —
кафедра мировой истории и
международных отношений
исторического факультета
Иркутского государственного
университета.
От истока
Нужно
сказать, что победа эта вполне
закономерна и воспринимается
сегодняшним коллективом кафедры
как очередной итог, как продолжение
работы, которая начиналась с нуля,
или, как говорили древние, "ab
ovo". В ту пору, в далеком 1918 году,
на историко-филологическом
факультете кроме отделений,
обозначенных в его имени, было еще
одно — внешних сношений. Студентам,
обучающимся на нем, не только
преподавали историю стран Востока —
Японии, Китая, Индии, — но и давали
углубленные знания языков,
знакомили с обычаями той или иной
страны. В становлении же самого
университета принимали участие
ведущие профессора научных центров
России. Правда, отделение было
закрыто в 24-м году, но, как показало
время, факультет не только сохранил
свой "международный"
потенциал, но и обогатился опытом
нескольких поколений
преподавателей, не изменивших
этому направлению науки.
Учитель
Долгие годы
эстафету, адресованную будущим
преподавателям- международникам,
несла кафедра всеобщей истории,
руководителем которой в 1944 году
стал Сергей Владимирович
Шостакович. Ученый-историк и юрист,
владеющий английским, французским,
немецким, латинским, японским,
китайским и несколькими
западнославянскими языками,
освещал в своих работах вопросы
русско-иранских отношений и
международного права, преподавал
историю античности и Дальнего
Востока. На лекциях и экзаменах был
чрезвычайно требовательным
преподавателем, на семинарах и
студенческих конференциях
становился "старшим среди
равных", органично формируя в
среде студенчества атмосферу
творческого научного коллектива.
Многие его выпускники, давно
"остепененные" высокими
учеными званиями, с гордостью
называют себя его учениками.
С одним из
них первая встреча состоялась в
сентябре 66-го, на первой лекции.
Естественно, профессор Шостакович
не сразу заприметил его — пока что
перед ним сидели пятьдесят
очередных первокурсников,
основательное знакомство с
которыми было впереди. И оно
состоялось, когда будущий
профессор, а в то время просто
студент Геннадий Новиков выступил
со своим первым докладом на
семинаре Сергея Владимировича. С
этого момента мэтр стал
присматриваться к нему и, кажется,
присмотрелся — дал первую
"вводную" к будущей теме
дипломной работы. Пять лет спустя
она была представлена к защите под
названием "Отношения между СССР
и сражающейся Францией в годы
войны". Потом были блестящая
защита, красный диплом и
предложение стать преподавателем
на кафедре всеобщей истории.
Естественно, с продолжением учебы в
аспирантуре.
Путевка в
большую науку
Год спустя
Сергей Владимирович Шостакович,
утверждая отчет молодого ученого,
подписал рекомендацию для его
поступления в аспирантуру при
кафедре новой и новейшей истории
МГУ. Как показало время,
рекомендация эта стала для него
путевкой в большую науку. В Москве
под руководством крупнейшего
отечественного ученого-франковеда
В.П. Смирнова он подготовил и
защитил кандидатскую диссертацию
"Программа "нового
общества" и борьба партий во
Франции (1969 — 1972 гг.)", вернулся в
Иркутск и, уже старшим
преподавателем, начал читать
основные курсы новейшей истории
Европы и Америки. К этому времени,
уже свободно владея французским
языком, он основательно взялся за
изучение английского. Как
впоследствии оказалось — это была
не напрасная трата времени. Что же
касается Франции… Десять лет
Геннадий Новиков возглавлял
Иркутскую областную ассоциацию
друзей Франции и вместе со своими
коллегами из Иркутского
государственного университета
внес существенный вклад в развитие
дружеских связей с этой страной.
Насколько весом этот вклад, можно
судить уже по тому, какую оценку
дала ему сама Франция. Полтора года
назад в Иркутском художественном
музее состоялась торжественная
церемония, на которой посол
Французской республики в России
господин Юбер Колэн де Вердьер
вручил профессору Новикову орден
Академических Пальм, которым
иностранные граждане награждаются
только в исключительных случаях… А
первое знакомство с Францией
воочию состоялось в 1978 году, когда
было принято решение направить
молодого ученого Г.Н. Новикова в
Институт политических наук (это
Париж, Сорбонна), где его научным
руководителем стал известный
ученый, специалист по голлизму
профессор Жан Шарло. Вскоре
материалы, собранные во Франции,
были опубликованы серией статей в
самом авторитетном отечественном
издании — "Французском
ежегоднике". А издательство
"Наука" выпустила монографию
"Голлизм после де Голля",
которая стала основой докторской
диссертации. Глубокие
исследования, проводившиеся
молодым ученым, поставили его в ряд
ведущих отечественных франковедов,
сделали одним из немногих
специалистов по истории голлизма
во Франции. В тридцать шесть лет
Геннадий Новиков становится
доктором наук. Тема его диссертации
конкретна: "Идейная и социально-
политическая эволюция голлизма
после де Голля". Пройдет
несколько лет, и его доклад, с
которым он выступит на
международном конгрессе ЮНЕСКО
"Де Голль в ХХ веке", привлечет
внимание всех собравшихся там
франковедов. Мы приведем только
одно высказывание, сделанное
генеральным секретарем
Елисейского дворца (канцелярия
президента Шарля де Голля):
"Доклад профессора Новикова был
одним из лучших на конгрессе"…
Рукопись,
найденная в Техасе
Он читал
лекции в университетах Франции,
Канады, Китая, США, Польши… В
соответствии с межгосударственным
соглашением четыре года работал в
Республике Мали (есть такой город —
Бамако); читал лекции по истории
политических учений и
международным отношениям в
Национальной академической школе
(ENA), был руководителем группы
преподавателей Минвуза СССР в этой
стране. Награжден почетными
грамотами Чрезвычайного и
Полномочного Посла СССР,
Временного Поверенного в делах,
занесен на доску почета
посольства…
Однажды в
архиве Техасского университета
профессор Новиков обнаружил
малоизвестную даже среди
специалистов рукопись А.Ф.
Керенского "История России".
Переписывался с наследниками
Александра Федоровича, получил
разрешение на публикацию. Выпустил,
и сегодня книгу, вышедшую вскоре
большим тиражом, приобрести
практически невозможно.
В нынешнем
году исполнилось ровно тридцать
лет научно- педагогической
деятельности доктора исторических
наук, профессора Новикова, Тридцать
пять лет Геннадий Никифорович
живет в Иркутске. Невозможно, как
нельзя выбросить слова из песни,
исключить из них и те годы, которые
были прожиты за пределами родного
города. Каждый из них он заставлял
работать на копилку своего
университета, наращивая творческий
потенциал кафедры всеобщей
истории, из которой в 89-м году
выделилась кафедра мировой истории
и международных отношений.
Руководителем ее стал
тридцатидевятилетний профессор
Новиков. За двенадцать лет, которые
он "отстоял" на ее капитанском
мостике, кафедра не только не сошла
с курса, проложенного ее первыми
"капитанами", но и завоевала
право стать флагманом среди себе
подобных. И не только информация, с
которой начинается этот материал,
свидетельствует об этом.
Впечатляющее
начало
Что же
касается самой победы в конкурсе…
Ведущие преподаватели кафедры и ее
руководитель считают, что это
только начало в качественно новом
этапе работы ее коллектива. Главное
— двигаться дальше… Начало, однако,
впечатляет. И победу в конкурсе
принес не счастливый случай — она
была предопределена, как вполне
закономерный результат.
Прежде всего
кафедра богата, даже по меркам
столичных вузов, своим
профессорско-преподавательским
корпусом: в ее составе семь
докторов наук, семь кандидатов.
Сфера деятельности каждого из них и
всех вместе позволяет без
преувеличения сказать, что
профессорско-преподавательский
коллектив "не варится в
собственном соку", но уверенно
держит руку на пульсе планеты.
Достаточно сказать, что Центром
международных исследований,
образованным в структуре кафедры,
создана база данных мирового
экономического развития,
основанная на аналитическом
исследовании 140 стран и охватившая
период в несколько последних
десятилетий. Надо ли говорить,
какова значимость этой работы,
памятуя, что государства в мире, так
же как и люди в обществе,
взаимозависимы одно от другого…
Даже если это супердержавы…
Конкретное
направление деятельности и у
Центра азиатско- тихоокеанских
исследований (руководитель
профессор В.П. Олтаржевский),
который продолжает традиции
изучения Востока, заложенные еще в
ХIХ веке в стенах Восточно-
Сибирского отдела Русского
географического общества. Сфера
деятельности докторов
исторических наук Ю.В. Кузьмина и
Е.И. Е.И. Лиштованного — "совсем
рядом" с университетом. Они
занимаются монголоведением. В
более далекие широты, где некогда
побывал Миклухо-Маклай, устремлен
взгляд доктора исторических наук
В.П. Олтаржевского и его группы. Они
заняты исследованием стран
юго-западной части океана и
установили прочные контакты с
коллегами из университетов
Австралии и Новой Зеландии.
Профессор В.И. Дятлов, специалист по
Арабскому Востоку, занимается
проблемой внешних и внутренних
миграций в России, а также
проблемой диаспор. Доктор
исторических наук С.В. Шостакович
"прорубил окно" в Польшу.
Будучи там не однажды, он читал
лекции на языке этой страны, и тогда
аудитории едва вмещали студентов.
Есть на кафедре и группа
исследователей-китаеведов, которую
возглавляет доцент Н.Е. Единархова,
а группа доктора исторических наук
В.В. Ярового объектом своего
внимания избрала Соединенные Штаты
Америки.
"Все флаги
в гости"…
Научно-практическая
конференция — весьма действенная
форма творческого общения. К
сожалению, в годы экономических
преобразований стали
проблематичными возможности их
организации и проведения. И тем не
менее несколько таких встреч,
организованных кафедрой, не просто
состоялись, но прошли веско,
результативно, представительно.
Кроме крупных российских ученых, в
числе которых был и всемирно
известный профессор М.М. Наринский
(МГИМО — Университет МИД России), в
работе конференции приняли участие
ведущие специалисты США, Японии,
Китая, Кореи, Австралии, Новой
Зеландии… Кафедра, достойно
представившая на ней не только
маститых профессоров, но и молодых
исследователей — аспирантов и
студентов-старшекурсников, в
очередной раз подтвердила свои
возможности наращивать
интеллектуальный потенциал.
Еще за
несколько месяцев до того, как
институтом "Открытое
общество" был объявлен конкурс, в
адрес ИГУ пришло письмо,
подписанное ученым секретарем
учебно-методического объединения
вузов России по образованию в
области международных отношений
при МГИМО (У) МИД РФ, суть содержания
которого в следующем: "Иркутский
государственный университет
принят в состав вышеназванного
объединения, а в персональный
состав вошел заведующий кафедрой
доктор исторических наук Г.Н.
Новиков". Думается, в материале,
изложенном выше, мы нашли
подтверждение тому, что победа,
завоеванная коллективом кафедры,
отнюдь не случайна.
Лицом к лицу
— Геннадий
Никифорович, диплом победителя
получен. Это и признание
сделанного, и выявленный
организаторами конкурса потенциал
кафедры, и, несомненно, повышенные
теперь к ней требования,
обусловленные заложенной в самой
сути конкурса задачей: поддержать
кафедру, ставшую лидером. На какую
поддержку можете рассчитывать вы в
первую очередь? Г.Н. Новиков, д.и.н.,
профессор, заведующий кафедрой
мировой истории и международных
отношений, член Президиума
Российской ассоциации
международных исследований (МИД
РФ): Для каждой кафедры, которая
стала или станет к окончанию
конкурса победителем будут
определены ресурсные центры —
лучшие столичные кафедры,
готовящие специалистов по тому или
иному направлению (юристов,
экономистов, историков…). Мы будем
работать и уже работаем с кафедрой
международных отношений и внешней
политики МГИМО — это кафедра МИДа,
сосредоточившая лучших
специалистов. Уже теперь она
оказывает нам методическую помощь,
в Иркутск со своими лекциями
приезжают видные ученые. Только что
уехал профессор Д.М. Фельдман; до
него на нашей кафедре работали
профессора М.М. Наринский, А.В.
Ревякин, П.А. Цыганков, автор
базового учебника по международным
отношениям. Должен сказать, что
помощь, оказываемая ресурсным
центром, действенная, и мы это
вполне ощущаем на себе: московские
ученые рецензируют наши учебные
программы, учебные пособия. Часть
их уже издана, в начале следующего
года будут изданы другие работы. В
любой момент мы можем встретиться
"лицом к лицу" с нашими
коллегами из центра. Дело в том, что
наша кафедра достаточно хорошо
"вооружена" электронным
оборудованием, располагает сайтом,
страничкой в Интернете, где
содержится вся информация и о
кафедре, и о реализации самого
мегапроекта. Если же говорить об
отдаче, которую ждут от победителей
конкурса… Здесь все очевидно:
впоследствии они могут сами стать
ресурсными центрами, чтобы
оказывать помощь, передавать свой
опыт другим.
Что в ранце
студента?
— Один из
основных предметов, которым должен
овладеть ваш выпускник, —
иностранный язык. Не секрет, что
большинство отечественных вузов
все еще далеки от решения этой
проблемы. А как решается этот
вопрос у вас?
— На первом
курсе наши студенты изучают
английский язык — двенадцать часов
в неделю; со второго курса — второй
язык: французский, японский или
китайский. На большее пока не
замахиваемся — финансовые
возможности не позволяют. Ребята
вторым чаще всего выбирают
французский, который, по сути,
является и вторым международным
языком. Выбор других "вторых"
языков определяется уже в силу
исторической и географической
необходимости, если хотите — в силу
реалистического прагматизма.
—
Специальность "Международные
отношения" открыта на истфаке
два года назад. Прежде она была
монополией двух-трех вузов страны.
Не получится ли теперь
"перебора" выпускников, ведь в
России есть еще несколько кафедр,
получивших возможность готовить
международников. Будут ли ребята
востребованы государством?
— Да, наши
выпускники — это специалисты,
которые готовятся для работы в
международной сфере. Дипломы,
которые получат они, дают право
работать в системе МИДа. Это однако
не значит, что всем им придется
работать в дипломатическом
корпусе. Между правом и
возможностями всегда есть черта,
подчиненная закону естественного
отбора. Не каждый инженер может
стать генеральным директором
предприятия гиганта, как, впрочем,
не каждому выпускнику МГИМО
доведется надеть дипломатический
фрак. И тем не менее перед ними
открываются широчайшие
возможности. Ведь сегодня, как бы ни
развивался Интернет, возрастает
потребность в личных контактах,
независимо от того, о бизнесе будет
вестись диалог с иностранным
партнером или о перспективах
развития культурных связей.
Сегодня специалист-международник
может быть востребован и
предприятием, производящим
продукцию на экспорт, и фирмой,
ведущей переговоры о закупках
товаров, и может быть
представителем целого региона в
стране, чтобы способствовать
налаживанию с ней деловых
контактов. Вот для чего нашему
выпускнику нужны специальные
знания именно по конкретной стране.
Знание языка, нравов, традиций;
обязательно — правовые знания и
особенности культуры.
— А как вы
расцениваете сегодняшнего
студента, его общий культурный
уровень, багаж его знаний, который
приоткрывается уже в период
абитуры? Не превалирует ли на
семинарских занятиях "новый"
словарный запас, после которого
занятия приходится покидать,
извините, "в отрубе"? Это
лексика не молодых, а воспоминания
из 60-х голов.
— Гм…
Пожалуй, не превалирует, хотя порой
действительно чувствуешь себя…
как это вы сказали… "в отрубе".
Да, приходят семнадцатилетние. С
ранцем, в котором все, что дало им
общество. Поэтому наша задача —
помочь им вытряхнуть из этого ранца
весь мусор, который собрали они, в
общем-то не умеющие пока делать
выбора. И здесь я бы хотел вернуться
к истоку, от которого произошла
наша кафедра. Сильное было зерно.
Мощный корень. Высокий уровень
интеллекта был заложен в основу. Я и
Сергея Владимировича Шостаковича
имею в виду, и тех, кто был до него.
Как это важно — соответствовать
тому уровню, что был заложен
изначально. Сохранить уровень
учителей, передать ученикам и, не
теряя его, идти дальше, дальше…