Север северу рознь
Север
северу рознь
"Законопроект
о поставках продукции в населенные
пункты Севера России с особыми
условиями завоза грузов" может
не получить одобрения президента и
правительства РФ, считает и.о.
председателя комитета по развитию
Севера администрации Иркутской
области Владимир Парфенов. 27
декабря 2001 года Государственная
Дума будет рассматривать проект
закона во втором чтении. По словам
Владимира Парфенова, президент и
правительство в феврале и марте
текущего года уже давали
отрицательные заключения по этому
законопроекту в первом чтении.
Может не поддержать его и
большинство регионов. Только в 27
субъектах РФ есть северные районы и
приравненные к ним местности с
ограниченной транспортной
доступностью. Остальные 62 не
относятся к северным территориям,
поэтому они непосредственно не
заинтересованы в существенном
финансировании из федерального
бюджета по закону о поставках на
Север. Но главный аргумент
оппонентов — законопроект не имеет
самостоятельного предмета
правового регулирования.
Между тем
принятие этого цельного
нормативно-правового акта весьма
актуально для многих северных
регионов и приравненных к ним
местностей, в частности, для
Иркутской области. Федеральное
финансирование северного завоза в
Иркутской области ежегодно
снижается. Правительство, видимо,
считает, что у региона достаточно
собственных доходов, чтобы
обеспечивать свои дотационные
северные территории в нормальном
объеме. Однако в этом году область
на 100% обеспечила лишь минимально
необходимые поставки топлива на
Север. (Нефтепродукты, уголь и сырая
нефть направлены для социальной
сферы и объектов жилищно-
коммунального хозяйства). Завоз
продовольствия, медикаментов,
товаров первой необходимости
осуществляют торгующие
коммерческие организации и
муниципальные предприятия
северных районов. Хотя эти поставки
проходят с трудом, в целом
тенденцию следует оценивать
положительно. Федеральных же
средств хватает лишь на завоз
топлива в минимально необходимых
потребностях, отметил Владимир
Парфенов.
Депрессивные
северные районы вынуждены ждать
денег от государства. Но, с другой
стороны, федеральный центр в целом
получает от северных районов
намного больше, чем вкладывает в
них.
По словам В.
Парфенова, потребуются годы, чтобы
северные территории вышли на
уровень самообеспеченности. Для
этого нужно разрабатывать
стратегические направления
развития отдельных территорий,
сфер экономики и "точек роста",
а не всего российского Севера.
Например, Ханты- Мансийскому,
Ямало-Ненецкому автономным округам
существенная федеральная
поддержка не обязательна, но их
нельзя сравнивать со многими
депрессивными районами.
Первым из
северных районов Иркутской области
может "встать на ноги"
Бодайбинский. В более отдаленном
будущем есть шансы у Катангского и
Киренского, сказал Владимир
Парфенов. Труднее придется
Мамско-Чуйскому району: основное
предприятие ОАО "Мамслюда"
находится в затяжном кризисе.
Телеинформ