издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Офицеры нового века

Офицеры
нового века

Марина РЫБАК

Иркутск исторически был не
только крупнейшим в Сибири
торговым, купеческим и культурным
центром, но и военным форпостом
России на границе с Монголией и
Китаем. По улицам губернской
столицы маршировали гусарские
полки, проплывали кавалерийские
знамена. Был здесь некогда и
кадетский корпус, где
воспитывались будущие офицеры и
культивировались лучшие воинские
традиции.

В последние
годы во многих стратегически
значимых российских городах стали
возрождаться военизированные
школы-интернаты. Сейчас в системе
Министерства образования их
насчитывается около сорока.
Появились кадеты и в Иркутске. 10
октября Иркутскому гвардейскому
кадетскому корпусу ракетных войск
официально исполнилось два года. В
день открытия недели русской
духовности и культуры "Сияние
России" молодняк очередного,
третьего, набора курсантов
торжественно принял присягу у
Вечного огня. Мальчишки браво
держали головы и дружно повторяли
слова кадетской клятвы.

Иркутский
кадетский корпус — учебное
заведение особого рода. Он
единственный в России курируется
двумя государственными
чиновниками: губернатором
Иркутской области и
главнокомандующим ракетными
войсками России. Дислоцируется
корпус на базе ракетной дивизии,
финансируется содержание
курсантов администрацией области.
Сейчас в нем обучаются 105 ребят.

Конечно,
кадетское образование в нашем
городе пока еще, что называется,
находится в пеленках. И все-таки за
первые два года многое удалось. В
текущем 2001 году для курсантов
открылась своя школа со своим
педагогическим коллективом, начала
работать отдельная столовая
(прежде они посещали
общеобразовательную школу номер 31).
Школа получила статус федеральной
экспериментальной площадки. Тема
эксперимента — "Построение
учебно-воспитательного
пространства на принципах гуманной
педагогики".

— Такая тема
выбрана не случайно, — рассказывает
директор кадетского корпуса
полковник Василий Недава. — Мы не
должны забывать, что основной
контингент наших воспитанников —
это сироты из детдомов, приютов,
дети погибших военнослужащих,
ребятишки из многодетных и
малообеспеченных семей. За плечами
у них не по детским плечам сложный
жизненный опыт. Не всегда у них была
возможность обучаться в комфортных
психологических, да и бытовых
условиях. Многим приходится
преодолевать сейчас большие
трудности, закрывая пробелы в
знаниях и навыках. Наша задача — им
максимально в этом помочь. Для
этого требуется много работать с
учениками индивидуально. Чтобы это
было удобнее, мы дифференцировали
классы по уровню подготовки,
сформировали их по пятнадцать
человек. У нас действует замкнутый
цикл обучения: каждый предмет
изучается на спаренных уроках, на
первом уроке идет знакомство с
новой темой, на втором — усвоение
пройденного, так что необходимость
в домашних заданиях отпадает. Все
задания курсант выполняет под
контролем педагога, не оставаясь
один на один с учебным материалом.

— Но, кроме
этого, надо помнить, что нашим
ребятам очень не хватает такой
важной воспитательной
составляющей, как опека семьи,
ободряющий отцовский взгляд, тепло
материнского плеча,— продолжает
Василий Николаевич. — Каждый из них
должен постоянно чувствовать, что
его любит, о нем заботится, от него
многого ждет большой армейский
коллектив. Мы всей дивизией должны
не только учить и "муштровать",
но и опекать, беречь этих мальчишек.
Только тогда мы сможем в будущем
рассчитывать, что из них получатся
офицеры, по-настоящему преданные
Родине.

— В кадетском
корпусе должна быть создана особая
атмосфера, — говорит заместитель
начальника управления общего и
профессионального образования
Валерий Степанов, курирующий
кадетские формирования области, —
атмосфера высокой культуры и
уважения к истинным ценностям. И
особые взрослые должны окружать их,
учителя высокой пробы. Такие,
которые не смогли бы спать, если
курсанты не обеспечены лишней
парой носков или на двенадцать
рублей недополучили довольствия.
Потому что этим детям негде больше
есть и обуваться. Мы не просто взяли
их на казенный кошт. Мы прежде всего
взяли на себя огромную
ответственность за их судьбы, за их
личностное становление. И от нас
требуется особая любовь, искренняя
и мудрая. С нас спросится не только
за то, вырастут ли они здоровыми,
сильными, хорошо обученными. Есть
еще сверхзадача: чтобы каждый из
них стал русским офицером, который
действительно честь имеет. А для
этого надо много, очень много в
ребят вложить.

Воспитательная
программа в кадетском корпусе
действительно многоаспектная.
Помимо общего образования, ребята
осваивают богатую "кадетскую
составляющую". Это, разумеется,
военно-строевая подготовка,
строгий распорядок армейского
быта, а кроме того так называемая
развивающая часть. В нее входят
занятия бальными танцами, хоровое
пение, игра на музыкальных
инструментах. Да на каких! Кроме
баяна, гитары, фортепиано,
мальчишки учатся играть на
волторне, гобое, флейте, саксофоне,
скрипке. Один из воспитанников
выбрал капризную "невесту
Паганини", потому что мечтает
когда-нибудь знаменитый
"Шторм" Ванессы Мэй сыграть
сам.

Что ж, пусть
сбудутся самые прекрасные мечты
этих подростков. И самая главная из
них — мечта о достойной судьбе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры