Центр начинает и выигрывает
Центр
начинает и выигрывает
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ,
"Восточно-Сибирская правда"
События, разворачивающиеся
сегодня в Якутии, выходят далеко за
рамки региональной избирательной
кампании. В них, как в зеркале,
отразились все гримасы отношений
федерального центра и провинции.
Причины проблем, возникших перед
Михаилом Николевым — проблема
третьего строка, проблема раскола в
республиканской элите, — в конечном
счете связаны с конфликтом между
Москвой и Якутском за то, каким
именно образом будут
распределяться доходы от
алмазодобывающей индустрии
республики.
Узел первый.
Алмазная провинция
Республика
Саха (Якутия) занимает ни много ни
мало одну пятую территории
Российской Федерации.
Экономическая специализация
Якутии — сырьевая провинция. Помимо
золота и алмазов, здесь, в условиях
крайне сурового климата, добывают
уголь и нефть. Чаяндинское
газоконденсатное месторождение в
будущем — естественный конкурент
Ковыкты в реализации китайского
экспортного проекта. Но все же
основное богатство республики — это
алмазы.
Их добывает
компания "Алмазы России-Саха",
которая была образованна в 1992 на
базе производственного
объединения "Якуталмаз".
Согласно "рейтингу репутации
российских компаний" журнала
"Эксперт", АК "АЛРОСА"
занимает 13-ю строчку в списке
"стабильно авторитетных
компаний". При преобразовании
алмазодобывающей индустрии
производственные мощности
"Якуталмаза" достались
правительству Якутии. При создании
компании ее акции распределились
следующим образом: по 32% — у Якутии и
у федерального центра, 23% — у
трудового коллектива предприятия,
8% — у восьми якутских улусов, на
территории которых добываются
алмазы, и 5% — у фонда социальных
гарантий военнослужащим при
правительстве РФ "Гарантия".
Получилась схема, очень выгодная
республике: сдавая компании АЛРОСА
в аренду мощности бывшего
"Якуталмаза", правительство
Республики Саха получает арендную
плату. Вместе с налогами Якутия
получает от компании АЛРОСА более
75% якутского бюджета.
Чем больше
компания, тем больше желающих
поучаствовать в дележе прибылей. До
сих пор не иссякают попытки
приватизировать компанию, продать
ее по частям или отделить
производство от сбыта. Как обычно,
первую скрипку в интригах вокруг
АЛРОСА играет Министерство
имущественных отношений.
Федеральный центр пытается создать
некий холдинг, в котором будут
соединены три государственных
ограночных предприятия системы
"Кристалл" (в Смоленске, Москве
и Барнауле) и АЛРОСА.
Предполагается, что ограночные
заводы будут акционированы и
сдадут в уставный капитал часть
ценных бумаг, а АЛРОСА внесет туда
акции, находящиеся в
госсобственности. Все это будет
отдано в доверительное управление
некой "специализированной
компании". По замыслу, холдинг,
будучи государственным, не должен
подчиняться исполнительной власти
и его статус должен быть аналогичен
статусу Центрального банка.
По самым
скромным подсчетам, реализация
этого проекта уменьшит доходы
республиканского бюджета Якутии на
треть. Республика практически
полностью потеряет возможность
влиять на ситуацию в компании, а
московское лобби получит
возможность действовать в своих
интересах, пренебрегая чаяниями
алмазодобывающего региона.
Узел второй.
Михаил Николаев
Михаил
Николаев возглавляет регион с
декабря 1991 г. За десять лет, которые
он находится у власти, фигура
Николаева стала для населения
знаковой. Его соперники говорят о
"культе личности" Николаева,
настолько тесно он связан со всем,
что происходит в республике. Так
это или нет — судить не нам. Однако
авторитет, которым Николаев
пользуется у населения, позволял
ему сдерживать аппетиты
федерального центра и заставлял их
идти на переговоры.
Отношение к
Николаеву в Москве неоднозначное:
Путину не нужны на региональном
поле фигуры, имеющие реальный
политический вес. Именно поэтому
центр хочет использовать все
правовые возможности для того,
чтобы не допустить Николаева во
власть на третий срок. А
возможности такие есть: с точки
зрения федерального закона третий
срок Николаева является как бы
вторым, но Конституция республики
четко запрещает избираться ему
более двух сроков подряд. Местное
государственное собрание
республики (Ил Тумен) — вотчина
внутренних оппонентов президента
Якутии, и депутаты намеренно
затянули приведение регионального
законодательства в соответствие с
федеральным. Именно поэтому
проблема третьего срока может
стать решающим аргументом в споре
за власть.
То, что у
Николаева есть в республике
серьезные оппоненты — не секрет. К
интригам вокруг управления
финансовыми потоками от алмазного
и нефтегазового бизнеса
добавляются местные клановые
противоречия. Именно усилия,
которые Николаев прилагает для
консолидации населения Якутии как
единой национально-культурной
общности, вызывают раздражение у
национальной элиты. Влиятельные
якутские кланы борются за то, чтобы
власть в республике перешла к одной
из семейно-местнических
группировок.
Узел третий.
Федеральный центр
Если раньше
намерения федерального центра были
замаскированы разговорами о
необходимости двусторонних
переговоров и уважения к позициям
сторон, то сейчас, пользуясь тем,
что Николаев практически снят с
дистанции, Минимущество начало
прямую атаку на алмазный бизнес.
Ссылаясь на поручение президента и
правительства РФ по защите
интересов Российской Федерации в
алмазнобриллиантовом комплексе
Республики Саха (Якутия), чиновники
в одностороннем порядке начали
передел компании. Планируется
довести госпакет в уставном
капитале компании до контрольного.
При этом планируется не только
забрать те 5% акций, которыми
распоряжается фонд "Гарантия",
и приобрести у физических
акционеров 6% акций АЛРОСА, но и
изъять 8% акций у "алмазной
провинции". В результате у
Минимущества окажется 51% акций АК
"АЛРОСА".
Более того,
по словам председателя
правительства Василия Власова,
Минимущество настаивает на
передаче в федеральную
собственность активов бывшего НПО
"Якуталмаз", на мощностях
которого была создана АЛРОСА. После
этого их будет сдавать в аренду уже
не Якутия, а Россия, а значит, все
арендные платежи уйдут из
республиканского в федеральный
бюджет.
Чем это
грозит Республике Саха? Налоговые
отчисления от компании АЛРОСА
составляют более 75% якутского
бюджета. По самым скромным
подсчетам, после того, как из
республиканского бюджета уйдет
арендная плата, он похудеет на
треть. Алмазная провинция потеряет
доход от 8% акций, которые пока
находятся в собственности
"алмазных улусов". А ведь он в
первую очередь направляется на
реализацию социальных программ и
молодежной политики.
Никто не
может исключить, что осуществление
амбициозных планов Минимущества
приведет к интервенции со стороны
финансово-промышленных групп. При
этом все доходы от добычи алмазов
будут распределяться в Москве и
уходить в оффшоры, а республика
безвозвратно подсядет на
дотационную иглу. Управлять же
новым президентом республики
чрезвычайно просто: чуть натянул
бюджетный поводок — и все…
Происходящее
идеально вписывается в линию на
усиление роли центра в управлении
регионами. При этом абстрактный
"интерес центра" на самом деле
является компромиссом интересов:
администрация президента
заинтересована в получении
абсолютно лояльных региональных
лидеров и полностью контролируемых
регионов, российский крупный
капитал берет под контроль
региональные финансовые потоки и
выводит их в столицу, его
зарубежные партнеры получают
ценное сырье. И нет никакой разницы,
где это происходит: в Якутии, в
Иркутской области, или, например, в
Красноярском крае.