издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под знаком "Утиной охоты"

Под
знаком "Утиной охоты"

Лора ТИРОН

"Все
чередой идет определенной,

всему пора, всему свой срок…"

Я совсем не
зря эпиграфом к своей статье взяла
эти слова. В них глубокий смысл и
символика. Не торопить события, а
дождаться своего часа, своего
звездного мига. И всей жизнью своей,
действиями, поступками приближать
этот заветный час, этот миг, и уж тут
не зевать, когда он настанет,
держать его, как жар-птицу. Она
будет вырываться, хлестать по рукам
и обжигать огнем до боли, до крови,
но необходимо выстоять в борьбе с
самим собой. Ведь главный наш враг,
испытывающий нас на прочность, на
верность самому себе, — внутри
каждого из нас. И кто пройдет этот
путь испытаний, не изменяя себе,
путь длиною в жизнь, тот выйдет
победителем в схватке с судьбой.
Александр Вампилов вышел из нее
победителем. Теперь в память о нем
названы театр, музей, улицы,
фестивали…

Очередной
Всероссийский театральный
фестиваль современной драматургии
им. А. Вампилова завершил свою
работу. Невозможно рассказать
подробно о каждом дне фестиваля, о
каждом показанном спектакле. Их
было много, и каждый был интересен
чем-то своим, индивидуальным.
Иркутский театр юного зрителя,
носящий имя А. Вампилова,
участвовал в фестивале своей новой
работой — "Лабиринты
сновидений". О ней хочется
поговорить особо.

Спектакль
поставлен приглашенным из Калуги
режиссером А. Баранниковым. Пьеса
написана А. Шмановым — иркутским
писателем, которого, кстати,
отметил на мастер-классах
известный драматург и сценарист
Рустам Ибрагимбеков, а новый роман
Алексея он взял в Москву
(перечитать, подумать о его
дальнейшей судьбе). Оригинальная
сценография спектакля была
отмечена всеми московскими
критиками. Очень точна, графична,
она выражает внутреннюю атмосферу,
несет настроение, задает нужный
тон, определенную ноту. Были
отмечены добрыми словами
московских критиков крепкие,
добротные, основательные работы в
спектакле артистов О. Тупицы, Н.
Юдиной, М. Толочко, А. Измайлова, Н.
Кабакова, В. Привалова, О. Дерфлер.
Очень точны, выразительны, тонки по
ощущению стиля в спектакле
заслуженная артистка РФ Г.
Проценко, артисты О. Матеосов, М.
Ройзен. Для театра это новое слово,
новая стилистика, новая и иная
школа режиссуры. Несомненно,
спектакль станет украшением афиши
ТЮЗа. Но адресован он, надо
оговориться, не массовому зрителю,
как и фильмы Тарковского, Феллини,
Бунюэля. Спектакль требует зрителя
думающего, размышляющего, тонко
чувствующего мир, его
несовершенство и гармоничность,
его абсурдность и
парадоксальность, зрителя,
психологически подготовленного к
разговору на театральном языке
метафор, символов, условностей.
Актеры с большим интересом
работали в этой новой для них,
заданной режиссером Баранниковым,
стилистике. Ученик большого и
прославленного мастера сцены
режиссера Анатолия Васильева, он,
верный принципам и школе
театрального языка мастера, вносит
свою ауру, свое мироощущение в
атмосферу ТЮЗа. Понятно, что новое
принимается не сразу и не всеми. Но,
возможно, интуитивно почувствовав
какой-то зов, они пошли за ним. Не
зря московские критики на
обсуждении спектакля говорили о
некоем мистическом влиянии. "Мне
все время хочется произнести
фамилию автора пьесы не Шманов, а
Шаманов, и здесь действительно не
обошлось без какой-то мистики", —
говорила критик Е. Стрельцова.
Посудите сами. Баранников и Шманов,
еще полтора месяца назад ничего не
знающие о существовании друг друга,
встречаются на иркутской земле,
родине Вампилова, знакомятся и
понимают, что шли к этой встрече всю
жизнь… Она будто готовилась самой
судьбой. Баранников незадолго до
этого хоронит лучшего и
единственного друга, актера
калужского театра. Сам еще не
отошедший от трагедии, носящий ее
внутри, скованный ею, он считает,
что встреча эта закономерна. "В
Алексее я самым мистическим
образом увидел черты умершего
друга, — говорит Баранников. — Он
так же феноменально талантлив и так
же расточителен по отношению к
своему дару. А когда я прочел пьесу,
меня будто громом поразило. Какой
язык, стиль, чувство времени! Это
нельзя не ставить!". Страстно
влюбленный в пьесы Вампилова,
Баранников органично включил
отрывок из "Утиной охоты" в
спектакль "Лабиринты
сновидений", где герои Шманова
вдруг возвращаются из настоящего в
прошлое, а затем совершают экскурс,
а возможно, "вспоминают
будущее". Пьеса Шманова
наполнена загадками, парадоксами
поведения персонажей, порой
необъяснимыми поступками. Но разве
в жизни мы все можем объяснить? Теми
же вопросами задаются и мучаются
современные драматурги, и среди них
— Алексей Шманов.

Драматургия
Вампилова просто переполнена этими
вопросами: темой трагедии
одиночества, непонимания людьми
друг друга, непонимания художника,
который видит
социально-нравственную коррозию
общества, достигшую в наши дни
наибольшего "расцвета".

Очень
талантлива и точна в спектакле
музыка Владимира Соколова. Она
органично вводит в контекст пьесы и
становится равноправным
действующим лицом. Спектакль
обращается к человеческому разуму,
к совести и говорит о любви. Жанр ни
автором, ни режиссером не определен
в достаточной мере, он размыт,
расплывчат — зрителю предоставлена
возможность самим определить его.

Дается
направленность, заданность темы —
драматургический дебют, а сидящие в
зале должны смотреть и думать…
Московские критики Н. Жегин, Ю.
Рыбаков и Е. Стрельцова
положительно оценили работу ТЮЗа.
Спектакль был оценен московской
критикой как интересный,
захватывающий, ни с чем не
сравнимый эксперимент. (Разве что с
фильмом "Зеркало" А.
Тарковского, как заметил критик Ю.
Рыбаков). Но главное — другое.
Спектакль стал новым словом в
стилистике и режиссуре ТЮЗа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры