"Пять вечеров" или долгий путь к себе
"Пять
вечеров" или долгий путь к себе
Людмила
УСТЮЖАНИНА,
журналист
В выходные дни театральный
фестиваль преподнес замечательный
подарок как участникам фестиваля,
так и иркутским зрителям. На
камерной сцене театра им. Н. П.
Охлопкова Московский российский
государственный "Театр на
Покровке" представил публике
спектакль по пьесе Володина
"Пять вечеров".
Произведение
Володина по своей проблематике
актуально и по сей день. Тема —
возвращение к своим корням
независимо от обстоятельств.
Каждый
человек по рождению одинок. Его
жизненный путь — это поиск
понимания и неизбывного,
отчаянного желания вернуться к
себе, понимая — что все в руках
самого человека — именно этот смысл
пьесы выделяет основатель театра,
режиссер, актер, человек, одаренный
талантом — Сергей Арцибашев.
Человек в
мирозданье — песчинка, — говорит
режиссер. — Это ощущаешь на Байкале,
символе вечности. Не будь Байкала,
не было и А. Вампилова, именно он
бился за высокие цели, говоря о
потере нравственности, что и сейчас
актуально, и выражается в
продажности всех видов.
Вампиловский фестиваль —
возвращение к своим корням, к
нравственности через театр. Еще
А.П.Чехов говорил: "Театр — это
кафедра, с которой можно сказать
много о добре".
"Театр на
Покровке" существует десять лет.
За это время удостаивался двух
государственных премий России. За
его плечами 40 спектаклей,
показанных как в России, так и во
Франции, Америке, Японии. Все это —
результат творческих усилий
заслуженного деятеля искусств
России, лауреата Государственной
премии Сергея Арцибашева. Его пора
начинания — пик 80-х годов, расцвет
современной драматургии, взлет
молодых театров. Таганка — первый
театр, первые роли и девять лет
учебы режиссуре у мастера формы и
содержания — Любимова.
Театр Сергея
Арцибашева — это камерная сцена,
что дает возможность в мельчайших
подробностях отштриховывать
каждый момент, мизансцену, каждый
нерв на лице актеров, интонацию. Он
мастер того творческого подхода,
который заслуженный деятель
искусств Российской Федерации
Константин Шербаков
охарактеризовал, как умение
"плести кружева". Театр
Арцибашева предельно реалистичен.
Его принцип работы — не играть, а
существовать в обстоятельствах
пьесы. Акцент переносится на
внутреннее состояние человека, его
эмоциональное напряжение. Ничто не
должно отвлекать зрителя. Минимум
декораций, костюмов, того
режиссерского фейерверка, что
служит развлечению зрителя. Цель
театра, как видит ее Арцибашев —
воспитание человека посредством
сотворчества аудитории и актеров.
Простого человеческого разговора
между зрителем и героями спектакля
через их поступки, речь. Его принцип
— из толпы создать собрание
личностей. Затронуть сознание
человека возможно, — считает
приверженец классической
драматургии, через произведения
Шекспира, Гоголя, Чехова, Арбузова,
Володина, Петрушевской, и конечно
же, А.Вампилова.
Как ни
парадоксально, именно Вампилова
Сергей Арцибашев еще не ставил.
— Вампилова
нельзя ставить просто по какому-то
поводу. Его пьеса должна глубоко
прорабатываться, подаваться
искренне, душевно. Над этим сейчас и
работаю. Но А. Вампилов в нашем
театре будет точно.
По
Станиславскому, "спектакль — это
рождение ребенка". И может быть,
именно на следующем фестивале
"Театр на Покровке" очарует
нас вампиловской "Утиной
охотой".