Последний "из могикан"
Последний
"из могикан"
Арнольд БЕРКОВИЧ
Этого
человека знают практически все. Он
идет по улицам Иркутска и
раскланивается направо и налево,
потому что добрая половина иркутян
— это его друзья, а вторая половина
— знакомые. С годами он чуть
погрузнел, округлился, но так же
неизменно струится доброта из его
чуть прищуренных глаз, и голос,
который не спутаешь ни с каким
другим.
Собственно,
именно голос и определил амплуа
будущего мастера отечественной
оперетты Евгения Степановича
Васильева, когда он в далеком 1946
году, бросив учебу в Иркутском
горном институте, пришел в
Иркутский театр музыкальной
комедии. Правда, он играл на
самодеятельной сцене, но уже тогда
ему давали роли стариков, потому
что "подводил" голос,
отличающийся особыми модуляциями,
небольшой хрипотцой и каким-то
особым рокотанием. Женя пришел в
театр, и был прослушан самим
Григорием Гроссом.
Мы уже не раз
в своих заметках о театре упоминали
этого необыкновенно талантливого
артиста, который уже тогда входил в
когорту выдающихся представителей
опереточного жанра. Гросс сумел в
робких первых актерских попытках
Жени Васильева разглядеть истинный
талант, будущее актерское амплуа. И
действительно, с первых дней
профессиональной жизни артиста
Васильева в его творческой
биографии стали один за другим
появляться ставшие впоследствии
знаменитыми васильевские старики.
Их с годами наберется около
двухсот, но как они будут не похожи
друг на друга. Это и первая его
большая роль в театре — дежурный
тюрьмы в оперетте И. Штрауса
"Летучая мышь", которую Женя
играл в дубле и с Гроссом, и с
Загурским, а чуть позже с
Коржановским. Но дежурный
Васильева привлекал какой-то
особой человечностью, детским,
наивом и оттого ситуации, в которые
попадал персонаж, становились
жизненно оправданными и
трогательно смешными. Этот подход к
решению на сцене человеческих
характеров и судеб станет
отличительной чертой актерской
личности Евгения Степановича.
Поэтому столь неподражаемы и
памятны до сих пор его дед Нечипор
из "Свадьбы в Малиновке",
Пенижек в "Марице", денщик Иван
в "Голубом гусаре", Митрофан
Иванович в "Сердце балтийца" и
многие, многие другие роли.
Евгений
Степанович прошел долгую
сценическую жизнь не меняя амплуа,
что само по себе факт в театре
уникальный. Он менял грим, менял
походку, костюмы и национальную
принадлежность своих героев, но
всегда они были наделены тонким
юмором, обаянием, умением
оставаться в строгих рамках жанра
оперетты.
И еще об
одной, я бы сказал, особо почетной и
любимый зрителями роли, нельзя
сегодня не сказать. В том же
упомянутом нами 1946 году Женя
Васильев впервые пришел в детский
сад на новогодний праздник. С этого
дня и до сих пор он самый любимый и
самый "старый" Дед Мороз
Иркутска. Пожалуй, нет такой школы,
детсада и учреждения, где бы ни
появлялся замечательный и
долгожданный Дед Мороз Васильев — с
мешком подарков, с шутками и
песнями, обязательно, им самим
разработанным сценарием
праздничного визита. Эту роль
Евгений Степанович любит больше
всего. Он говорит, что она его
ежегодно омолаживает, дает ему
новый запас сил и надежду
обязательно дожить до следующего
Нового года: ведь если он не придет
к ребятам — значит, он их обманет, а
это несовместимо с характером и
творческим кредо артиста.
Уйдя из
театра, Евгений Васильев вместе со
своей партнершей и женой
замечательной актрисой Маргаритой
Кувшиновой объехал практически всю
область. И везде их "семейная
оперетта" была желанна,
артистически вдохновенна и
неизменно молода.
Сегодня
Евгению Степановичу Васильеву
исполняется 80 лет! И я с еще большим
основанием и удовольствием
повторяю слова, сказанные мной
Евгению Степановичу в день, когда
ему исполнялось 75.
Да, он не
имеет званий, хотя по сути давно
стал народным артистом, потому что
все сыгранные им роли в
совокупности составляют большой и
разноплеменной народ, которому
большой и добрый артист посвятил
свою замечательную жизнь.
Да, он не
почетный гражданин Иркутска, хотя
все 80 лет он, слава Богу, живет в
нашем городе и олицетворяет его
культуру.
Евгений
Васильев — "последний из
могикан" уникальной
классической иркутской оперетты,
непревзойденный Мастер, у которого
можно учиться беззаветному
служению искусству. И пусть счастье
общения с Евгением Степановичем
Васильевым продолжится еще многие
годы и еще долгое время он будет
необходим театру, Иркутску и нам,
иркутянам.