издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Угольная война

Угольная
война

Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ,
"Восточно-Сибирская правда"

Конец
октября, столбик термометра
опускается все ниже и ниже. В
Иркутской области уже стартовал
отопительный сезон, но "страсти
по углю" продолжают бушевать.
Председатель комитета по ЖКХ и
жилищной политике областной
администрации Петр Воронин все
жестче настаивает на том, чтобы
область отказалась от закупок угля
у компании "Востсибуголь".
Напомним, что компания в октябре
подняла цены на 20%, и теперь
муниципалитетам рекомендовано
поискать более дешевого
поставщика.

До конца 2001
года на муниципальные котельные
Иркутской области будет завезено 600
тыс. тонн угля из Красноярского
края. 200 тыс. тонн топлива будет
завезено муниципальными властями
Чунского, Тайшетского и
Усть-Илимского районов, а 400 тыс.
тонн поступит централизованно,
через ОАО "Центральная компания
Восточно-Сибирской финансово-
промышленной группы". С начала
следующего года будет получать
уголь Ирша-Бородинского разреза
(Красноярский край) и администрация
Братского района.

Однако это
только первые ласточки.
Красноярская угольная компания
объявила, что администрация
Иркутской области подала заявку о
поставке в 2002 году 1 млн. тонн
топлива для бюджетных предприятий.
"Иркутскэнерго" также
обратилось в КУК с просьбой об
увеличении объемов поставки
канско- ачинского угля, и до конца
этого года КУК планирует поставить
для "Иркутскэнерго" порядка 5
млн. тонн угля. Это уже серьезно: не
исключено, что Востсибуголь даже
будет вынужден временно сократить
объемы добычи, со всеми вытекающими
последствиями.

Руководство
Востсибугля настаивает на том, что
компания ведет бизнес с
отрицательной рентабельностью:
доходы не покрывают затраты на
ремонт стареющего оборудования.
Если такая ситуация будет
продолжаться и дальше, компания
окажется на грани банкротства, а
угольные районы Иркутской области —
на пороге неминуемого социального
взрыва. Так что с точки зрения
угольщиков рост цен — мера
вынужденная. Кроме того, угольщики
напоминают, что они исправно платят
в бюджет региона налоги. Если
закупки уйдут в Красноярск, то наш
бюджет "угольных" денег
недосчитается.

Оппоненты
угольщиков считают, что не все так
плохо. Транспортное плечо доставки
от Азейского разреза (Востсибуголь)
и Ирша-Бородинского (Красноярский
край) в Тайшет или Усть-Кут
приблизительно одинаковое.
Следовательно, закупки угля у
Красугля позволяют почти в два раза
сократить бюджетные затраты на
топливо. Что же касается ситуации в
компании, рынок есть рынок:

Но у угольной
истории есть еще одни аспект: по
сообщениям информационных
агентств, регионам Сибири грозит
энергетический кризис из-за
дефицита железнодорожных вагонов.
В настоящее время ситуация с
поставкой порожних
железнодорожных вагонов для
отправки угля потребителям стала
критической. За 16 дней октября
только Красноярская железная
дорога недопоставила 8826 вагонов, в
связи с этим потребители
недополучили порядка 600 тыс. тонн
угля. Бюджетные предприятия все
того же "угольного"
Красноярского края недополучили 66
тыс. тонн топлива. Напряженной
остается ситуация с поставками
угля Сибирскому и Дальневосточному
военным округам, складам топлива
МПС. О данной ситуации были
проинформированы Минэнерго и
Правительство РФ, тем не менее
ситуация не только не улучшилась,
но и продолжает ухудшаться.

Естественно,
отсутствие вагонов больно бьет и по
потребителям в Иркутской области.
Например, в Тайшет с Бородинского
разреза ежемесячно должно
поступать 10 тыс. тонн твердого
топлива, но из сентябрьского запаса
поступила только тысяча. Всего же
на отопительный сезон городу
требуется 100 тыс. тонн угля, из них
бородинского — 80 тыс. Как сложится
ситуация со снабжением Тайшета
красноярским топливом в
дальнейшем, неизвестно.

Дискуссия
вокруг того, какие угли сегодня
выгодны Иркутской области,
постепенно уходит из сферы чистой
экономики и приобретает черты
информационной войны. Например, в
средствах массовой информации
появилась версия, что энергетики
жалуются на низкую калорийность
черемховского угля, его высокую
воспламеняемость при
складировании. Естественно, это
лишний аргумент в пользу все тех же
красноярских углей.

По нашей
просьбе отдел качества ОАО
"Востсибуглесбыт" предоставил
данные, согласно которым
концентрат с обогатительных фабрик
Черемховского и Сафроновского
разрезов, напротив, превосходит
другие, в частности, бородинские.
Черемховские угли в отличие от
других прошли обогащение, у них
гораздо выше теплота сгорания, в
три раза ниже влага, и хранятся они
в 6 раз дольше и лучше, не горят, как
бородинские. Получается, что в ход
уже пошли аргументы, что
называется, от лукавого.

Чем же
закончится "угольная война"?
Конечно, брать нужно тот уголь,
который выгодней. Вот только на
чужое надейся, да свое береги:
сможет ли перезимовать Иркутская
область с оглядкой на угольщиков
Красноярска?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры