Мы ведем из прошлого в будущее нить
Мы
ведем из прошлого в будущее нить
Во все века ценили люди тех,
кто шел вперед, не обивал пороги.
Кто оставлял в истории не след, а
прочные мосты, надежные дороги!
Областное
государственное унитарное
предприятие (ОГУП) "Дорожная
служба Иркутской области":
* Это
генеральный подрядчик по
строительству, реконструкции,
ремонту и содержанию автомобильных
дорог Иркутской области.
* Это почти 12
тысяч километров дорог, в том числе
60 км. федеральных, которые
обслуживают 30 структурных
подразделений (филиалов) Дорожной
службы, разбросанных по всей
территории области.
* Это 942 моста
общей протяженностью около 26
километров.
Сергей
Мутовин, руководитель ОГУП, не
вполне согласен с приведенным выше
определением своего предприятия.
Он его не оспаривает, все
перечисленное верно, но, по его
убеждению, вторично. А первое и
главное заключено в том, что
Дорожная служба Иркутской области
— это, прежде всего, прекрасный,
закаленный многими трудностями,
очень профессиональный коллектив
из 4385 высококлассных специалистов,
в числе которых Герои
социалистического труда, кавалеры
орденов и медалей СССР и новой
России, почетные дорожники страны.
Это 30 трудовых династий, в которых
профессию отцов подхватывают дети
и внуки, а в Иркутском техническом
университете за счет предприятия
уже обучаются профессии дорожников
правнуки людей, положивших начало
планомерному развитию сети дорог
Иркутской области. Это, наконец,
замечательные традиции, которые не
просто передаются по наследству, а
задолго до совершеннолетия, еще в
семье впитываются детьми иркутских
дорожников — будущими молодыми
специалистами ОГУП.
Еще пару лет
назад, когда я принимал это
предприятие, — говорит С. Мутовин, —
его состояние можно было
определить одним словом — Долги!
Только по налогам их было более 130
миллионов рублей, полюс 60 миллионов
— по зарплате. Да еще поставщикам
своим предприятие к тому времени
задолжало где-то порядка трехсот
миллионов рублей…
При
знакомстве с предприятием Мутовина
удивили не многозначные цифры,
обозначающие суммы долгов, а тот
факт, что коллектив дорожников,
несмотря на все финансовые
катаклизмы, не развалился. Люди, не
получавшие зарплату месяцами, а
некоторые, может быть, даже годами,
продолжали работать и сумели
сохранить областную сеть дорог
общего пользования. Благодаря их
почти бесплатному труду она не
пришла в упадок. Она продолжала
жить и даже развиваться, хотя
большинство дорожных участков,
которые в то время являлись
самостоятельными юридическими
лицами, балансировали на грани
банкротства, на грани абсолютного
финансового краха и полного
развала. Не государство, а эти
конкретные люди сохранили дороги и
предприятия. Два года назад из трех
десятков дорожных предприятий не
более пяти "стояли на ногах"
относительно крепко. Остальным
жилось предельно трудно. Поездки,
изучение ситуации на местах
подтвердили худшие опасения
Мутовина: в новых экономических
условиях большинство дорожных
участков в качестве
самостоятельных предприятий
становятся нежизнеспособными. В то
же время было очевидно, что
ликвидация нерентабельных
структур сделает нежизнеспособной
и саму дорожную сеть Иркутской
области. А это рано или поздно
приведет к деградации не только
отдельных промышленных,
сельскохозяйственных предприятий,
отдельных населенных пунктов, но
обязательно скажется и на
экономике области в целом.
— Я
знакомился с рабочими, с
инженерно-техническими
работниками, с опытными,
квалифицированными руководителями
дорожных участков и видел, что не
они причина экономических бед, а
объективные условия, — утверждает
Сергей Прокопьевич.
На областном
уровне было принято решение
сохранить все трудовые коллективы,
преобразовав их в филиалы единого
предприятия — ОГУП "Дорожная
служба Иркутской области". Такой
шаг, по словам С. Мутовина, во-
первых, освободил руководителей
филиалов от бесконечных поисков
необходимых объемов работ и
добывания материальных ресурсов
для их обеспечения, от отчетов
перед налоговыми органами, от
другой финансовой и
организационной суеты. Эта
"головная боль" перешла в ОГУП.
Во-вторых, новое организационное
устройство предприятия позволило
обеспечить более оперативное и
рациональное управление работами и
финансами. С момента реорганизации
не прошло еще и года, а результат,
положительный результат, уже
налицо. Долг по налогам, к примеру,
сократился до 22 миллионов. На его
погашение (не считая текущих
платежей), в соответствии со
специальным графиком ежемесячно
выделяется по 6,5 миллиона рублей.
Коллектив, понимая ситуацию, не
ропщет. С зарплатой совсем уж было
выправились. Новый очень досадный и
обидный сбой произошел в нынешнем
августе. Мутовин надеется, что уже к
этому профессиональному празднику
с долгами по зарплате будет
полностью покончено и навсегда. А в
будущем году предприятие и вовсе
должно забыть, что такое долги,
вернуть полное доверие
налоговиков, социальных фондов и
поставщиков.
По убеждению
руководителя Дорожной службы,
предприятие живо до тех пор, пока
живет его трудовой коллектив.
Поэтому социальному развитию
коллектива он (как и его
предшественники) уделяет
первоочередное внимание.
Накопившиеся проблемы невозможно
решить одним махом. Слишком их
много. Но подвижки есть. Традиции,
заложенные несколько десятилетий
назад, продолжают развиваться. Так,
по словам С. Мутовина, все желающие
дети работников Дорожной службы
обеспечиваются летним отдыхом в
различных лагерях. Нынче на это
было потрачено около миллиона
рублей.
Около года
назад разработано и уже начало
действовать положение об
обеспечении дорожников квартирами.
Работник, нуждающийся в улучшении
жилищных условий, может приобрести
квартиру за: 30% ее стоимости.
Остальные 70 оплачивает предприятие
из своей прибыли. Есть у Дорожной
службы и небольшая собственная
база отдыха на Аршане. Нынешней
зимой ее намерены
реконструировать, сделать
круглогодичной, обеспечить
отдыхающих питанием, перестроить
баню. Проектная документация уже
готова и находится на согласовании
в Улан-Удэ. Но даже после
реконструкции база останется
небольшой и, скорее всего, не сможет
принять всех желающих. Поэтому
будет продолжена практика
приобретения путевок в других
санаториях и курортах. Работники
Дорожной службы, купившие их,
оплатят из своей зарплаты лишь 10%
стоимости, остальные расходы берут
на себя предприятие и соцстрах.
Не забыты
ветераны, ушедшие на заслуженный
отдых: существует практика делать
им небольшие, обычно до 500 рублей,
денежные подарки ко Дню пожилого
человека и к профессиональному
празднику, а участникам Великой
Отечественной войны еще и ко Дню
Победы. По возможности выполняются
и разовые просьбы пенсионеров:
кому-то за счет предприятия
поставили телефон, кому-то помогли
установить металлическую дверь,
кому-то привезли дрова:
А еще
первостепенной заботой Дорожной
службы Иркутской области является
подготовка новых кадров, молодых
специалистов для своего
предприятия. Без этого невозможно
развитие предприятия. Рабочие
кадры приобретают желаемые
профессии и повышают квалификацию
в собственном учебном центре.
Инженеров готовят в Иркутском
техническом университете. Сюда
Дорожная служба направляет
выпускников средних школ,
преимущественно детей своих
работников, и оплачивает полный
курс их обучения. По окончании
университета, в соответствии с
условиями договора, выпускник
должен отработать пять лет в том
самом филиале, где работают его
родители, откуда он был направлен
на учебу. Мутовин улыбается: "А
через пять лет уже редко кто
увольняется. Они прикипели.
Почувствовали себя специалистами.
Увидели первые реальные плоды
своего труда. Дальше перемещение
обычно идет только по служебной
лестнице в рамках предприятия,
ставшего родным".
Без
"хорошей экономики"
невозможно обеспечить коллективу
достойные социальные условия.
Главный экономический показатель —
рентабельность. В Дорожной службе
Иркутской области она составит
нынче 15-18 %. Это, считает Мутовин,
нормально. В прошлом году дорожники
выполнили работ на 800 "с
хвостиком" миллионов рублей.
Нынче почти в два раза больше — на
полтора миллиарда. Уже сейчас
заказчиком принято более 200
километров капитально
отремонтированных дорог, в том
числе 130 километров с
усовершенствованным покрытием.
Приведены в порядок более 100 мостов
и водопропускных труб общей
протяженностью около полутора
километров. Но год еще не кончился,
и к сдаче будут предъявлены другие
объекты.
Хватило бы у
заказчиков денег, чтобы полностью
рассчитаться за выполненные
работы, — вздыхает С. Мутовин. Такой
скачок объемов производства он
объясняет как изменением
объективных экономических
обстоятельств, так и высокой
квалификацией, и трудолюбием
коллектива иркутских дорожников. С
мая по октябрь люди работали в так
называемом режиме светового дня, по
10 — 12 часов, зачастую и больше.
Практически без выходных. Отдыхали,
когда погода не позволяла работать.
Новая
структурная форма предприятия, при
которой стало возможным оперативно
маневрировать силами, средствами и
ресурсами, быстро концентрировать
их в наиболее напряженных точках,
значительно повысила
эффективность работ, а значит и
рентабельность. Совсем недавно, еще
в 1999 году, около половины дорожных
участков, ставших теперь филиалами,
работали себе в убыток,
"проедали" сами себя. Теперь
убытков нет ни у кого, даже на
традиционно самых низко
рентабельных работах по содержанию
дорог. Пока содержание дорог
удается удерживать "на нулях".
Но уже есть идеи, и есть реальные
планы решения и этой проблемы.
На вопрос,
что хочет руководитель пожелать
своему коллективу в связи с
праздником, С. Мутовин ответил
неожиданно коротко: "Хорошего
настроения! Если у человека
спокойно, радостно на душе, значит у
него все в порядке и в семье, и на
работе".