издательская группа
Восточно-Сибирская правда

к проекту Закона Иркутской области "О внесении дополнений в Закон Иркутской области от 29.09.99 г. N 46-оз "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"

к
проекту Закона Иркутской области
"О внесении дополнений
в Закон Иркутской области
от 29.09.99 г. N 46-оз "О едином
налоге на вмененный доход
для определенных видов
деятельности"

Правовые
основания принятия закона

Федеральный
Закон от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином
налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности (с
изменениям от 31 августа 1999 г.).

Часть первая
Налогового кодекса Российской
Федерации, введенного в действие
Федеральным Законом от 31.07.98 г. N
147-ФЗ, с изменениями и дополнениями,
принятыми Федеральным Законом от
09.07.99 г. N 154-ФЗ.

Закон РФ от
27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации" (с изменениями на 17.06.99
г.).

Письмо
Правительства РФ от 07.10.98 г. N 4435п-П5 с
приложением "Рекомендуемые
формулы расчета суммы единого
налога, а также перечень
рекомендуемых их составляющих".

Приказы ГНС
РФ от 12.08.98 г. N БФ-3-02/182, от 09.09.98 г.
NБФ-3-02/234.

Письмо ГНС РФ
от 26.08.98 г. N КУ-6-02/553.

Экономическое
обоснование

Единый налог
на вмененный доход вводится в
условиях массового занижения
доходов и уклонения от
налогообложения субъектами малого
предпринимательства. В 2000 году
поступления налога с продаж (850,4
млн. руб. — отчет УМНС РФ по
Иркутской области 1-НМ1 на 01.01.2001)
составили около 1,7% от объема
реализованных в области товаров и
услуг (51145,1 млн. руб. по данным
Облгоскомстата), из чего следует,
что собираемость данного налога
составляет менее 50% (даже с учетом
льгот). Таким образом, в секторе
торговли и оказания услуг от
налоговых органов скрывается более
50% оборота выручки от реализации. По
той же причине происходят
значительные недопоступления по
другим видам налогов с юридических
лиц. Кроме этого, в данном секторе
происходит уклонение от выплаты
подоходного налога и отчислений во
внебюджетные фонды, в частности,
путем искусственного сведения к
нулю доходов и выплаты части
заработной платы "черным
налом".

По причине
низкой собираемости налогов с
предприятий малого бизнеса,
основное налоговое бремя
перекладывается на крупные и
средние предприятия. Согласно
данным, приведенным в Программе
поддержки и развития малого
предпринимательства на 2001-2002 годы
(утверждена постановлением главы
администрации области от 14.07.2000 N
251-пг), реальная налоговая нагрузка
к выручке субъектов малого
предпринимательства составила в 1999
году всего 3,5% в среднем по
Иркутской области и 3,1% по г.
Иркутску. При этом, налоговая
нагрузка крупных предприятий
составляет около 25% (более чем в 7
раз выше). Это приводит к
неплатежеспособности крупных
предприятий и, как следствие,
хроническому дефициту областного
бюджета. Кроме того, при таких
диспропорциях в налоговой нагрузке
малые предприятия не имеют
стимулов к развитию и укрупнению,
вследствие чего их основная масса
ориентирована на краткосрочное
получение доходов, которые затем,
как правило, не реинвестируются.

В 2001 году
ожидается дальнейшее увеличение
масштабов сокрытия выручки
субъектов малого
предпринимательства по причине
введения для индивидуальных
предпринимателей налога на
добавленную стоимость.

Основной
целью единого налога на вмененный
доход является снижение налоговой
нагрузки для законопослушных
налогоплательщиков и
воспрепятствование уклонению от
налогообложения субъектами,
скрывающими свои доходы.

Не менее
важной целью введения единого
налога является
воспрепятствование сокращению
доходного потенциала бюджета
области, которое началось в 2001 году
в связи с проведением федеральными
органами власти налоговой реформы
(полное зачисление НДС в
федеральный бюджет, сокращение
налога на доходы физических лиц,
отмена налога на содержание
жилищного фонда и т.д.).

Законом
Иркутской области от 29.09.1999 г. N 46-оз
"О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов
деятельности" были переведены на
уплату единого налога субъекты
предпринимательской деятельности,
оказывающие услуги по перевозке
пассажиров маршрутными такси и
услуги по предоставлению
автомобильных стоянок и гаражей.
Кроме того, в настоящее время на
рассмотрении Законодательного
Собрания области находится проект
закона "О внесении изменении в
Закон Иркутской области "О
едином налоге на вмененный доход
для определенных видов
деятельности", которым
предусмотрен переход на уплату
единого налога предпринимателей и
организаций, осуществляющих
деятельность в сфере розничной
торговли горюче-смазочными
материалами.

Следующим
этапом развития системы единого
налога на вмененный доход в
Иркутской области является
введение данного налога для
субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность
в сфере розничной торговли и
оказанию бытовых услуг населению.

Данные сферы
характеризуются проведением
расчетов в наличной денежной форме,
что дает субъектам
предпринимательской деятельности
практически неограниченную
возможность уклонения от
налогообложения.

Настоящий
Закон вводится с целью снижения
налоговой нагрузки для
законопослушных
налогоплательщиков и
воспрепятствования уклонению от
налогообложения субъектами,
скрывающими свои доходы, в
указанных сферах деятельности.
Закон разработан на основе опыта
других субъектов федерации (Омская,
Новосибирская области,
Красноярский, Хабаровский,
Приморский края), статистических
данных, предоставленных
Облкомстатом и комитетом
потребительского рынка товаров и
услуг администрации области.

Розничная
торговля

Для
розничной торговли предлагается
установить ставку базовой
доходности в размере 9400 рублей на 1
кв.м. торговой площади (при торговле
через торговые точки, обладающие
торговым залом). В этом случае
единый налог при условии
применения коэффициентов
"Инфляция" (1,1889),
"Территориальный" для г.
Иркутска (0,9) и среднего
коэффициента "Дислокация" (1,1)
составит 184 рублей в месяц. Таким
образом, чтобы обеспечить
налоговую нагрузку ниже 10%, при
площади торгового зала 25 м2
плательщику достаточно
генерировать оборот на уровне от
46000 рублей в месяц. В других
населенных пунктах эта величина
будет значительно ниже из-за
применения понижающего
территориального коэффициента Т.

В случае,
если торговля осуществляется через
точки, не обладающие торговым
залом, в качестве физического
показателя используется
количество оборудованных рабочих
мест. Базовая доходность для таких
точек установлена из расчета
десяти квадратных метров на
оборудованное рабочее место для
киосков, ларьков и восьми
квадратных метров на оборудованное
рабочее место для палаток, лотков,
прилавков и прочих мест
организации торговли, не имеющих
торгового зала. При таких условиях
величина налога составит для
указанных торговых мест 1980 и 1584
рублей в месяц соответственно (для
обеспечения налоговой нагрузки 10%,
оборот должен составить 19800 и 15840
рублей соответственно).

На диаграмме
1 приведено сравнение полной
налоговой нагрузки при применении
обычной системы налогообложения с
налоговой нагрузкой при уплате
единого налога на вмененный доход
(данные для диаграммы расположены в
таблице 1). Сравнение приведено для
трех различных объектов:
нестационарный лоток, стационарный
киоск и павильон с площадью
торгового зала 25 м2. При этом были
приняты следующие условия:

— владельцем
торговых точек является
индивидуальный предприниматель
(для организаций при обычной
системе налогообложения налоговая
нагрузка будет выше);

— торговые
точки расположены в г. Иркутске
(коэффициент Т максимальный и равен
0,9);

— торговая
наценка составляет 30% от закупочной
цены;

— заработная
плата персонала составляет для
каждого объекта 2500 рублей в месяц,
прочие расходы — 1000 рублей в месяц.


предприниматель уплачивает все
налоги, не уклоняясь от
налогообложения.

Как видно из
диаграммы, налоговая нагрузка при
уплате ЕНВД 1-му и 2-му объектам
сокращается уже при обороте менее
15-20 тысяч рублей в месяц. 3-му
объекту для сокращения налоговой
нагрузки достаточно генерировать
выручки на сумму около 37 тысяч
рублей в месяц. Надо отметить, что в
условиях города Иркутска такие
обороты отнюдь не являются
завышенными: как видно из таблицы 1,
уже при обороте менее 20 тыс. рублей
в месяц предприниматель получает
убытки, поскольку его
фиксированные затраты не
покрываются прибылью от реализации
(при том, что фиксированные затраты
приняты минимальные). Для прочих
городов установлены понижающие
коэффициенты Т.

В целях
дифференциации единого налога в
зависимости от доходности,
обеспечиваемой различными видами
товаров, проектом предусмотрен
корректирующий коэффициент
"Ассортимент". На диаграмме 2
представлено сравнение
предлагаемых законопроектом
коэффициентов с коэффициентами,
установленными в других субъектах
РФ (в целях сопоставимости данных
коэффициенты различных субъектов
приведены к единой базе:
коэффициент по группе "прочие
товары" принят за 1). Как видно из
данной диаграммы, предлагаемая
законопроектом дифференциация
соответствует тенденции,
наблюдаемой в других субъектах.
Следует отметить, что группа
продуктов питания разбита в
законопроекте на две подгруппы. Для
подгруппы наиболее социально
значимых продуктов питания
установлен коэффициент 1,0; для
прочих продуктов питания — 1,3.

Законопроектом
предусмотрен коэффициент
"Торговая площадь", который
учитывает снижение доходности
единицы площади при увеличении
торговой площади магазина. Кроме
того, при осуществлении торговли в
торговых центрах применяется
повышающий коэффициент "Место
организации торговли", равный 1,5.
Данный коэффициент учитывает
обеспеченность торговых центров
общей инфраструктурой, которая
снижает общехозяйственные расходы
отдельных предпринимателей, а
также наличие в торговых центрах
повышенного потребительского
спроса, обусловленного
универсальным ассортиментом
товаров, наличием автостоянок,
потребительскими привычками и т.п.

Бытовые
услуги

Для вида
деятельности "бытовые услуги"
устанавливается ставка базовой
доходности 20000 рублей; за
физический показатель принимается
оборудованное рабочее место и
численность работающих (для
подвидов деятельности, в которых
определение рабочего места
невозможно). Коэффициент "Вид
деятельности" учитывает
различную доходность на единицу
физического показателя при
осуществлении различных видов
деятельности. Сумма единого налога
составит в среднем около 360 рублей в
месяц на единицу физического
показателя (для г. Иркутска); для
достижения налоговой нагрузке 10%
выручка на единицу физического
показателя при этом должна
составлять 3600 рублей в месяц.

Услуги
парикмахерских

Для вида
деятельности "услуги
парикмахерских" предлагается
установить ставку базовой
доходности на уровне 30000 рублей в
год. При такой ставке, размер налога
для парикмахерской в центре г.
Иркутска с одного рабочего места
составит 30000 * 0,2 * 1,1889 * 0,9 * 1,1 / 12 = 588,5
рублей в месяц, или около 20 рублей в
день. При этом, даже парикмахерские
наименее высокого класса при
средней стоимости стрижки 30 рублей
и обслуживании на одном рабочем
месте 15 человек в день (как правило,
парикмахерские работают около 12
часов в сутки) получают
среднедневную выручку 450 рублей.
Налог с продаж с указанной выручки
составит 450 / 1,05 * 0,05 = 21,4 рублей.
Кроме того, организация будет
уплачивать единый социальный
налог, который при заработной плате
работника 1500 рублей составит 1500 *
35,6% / 30 = 17,8 рублей в день. Также
организация уплачивает налог на
прибыль (а предприниматель — налог
на доходы физических лиц). Очевидно,
что при замене всех перечисленных
налогов единым налогом на
вмененный доход налоговая нагрузка
для плательщиков значительно
снизится.

Кроме того,
проектом предлагается установить
повышающий коэффициент К6.1 "Виды
оказываемых услуг". В случае,
когда парикмахерской оказываются
лишь базовые услуги, данный
коэффициент равен 1,0. Если же
парикмахерская оказывает
дополнительные услуги (уход за
кожей лица, массаж и т.д.),
характерные в основном для
высококлассных, дорогостоящих
салонов, коэффициент К6.1 равен 1,5.

Прогноз
поступлений налога в бюджет

Согласно
представленным данным о количестве
и местоположении объектов
налогообложения, а также данным об
объемах предоставляемых населению
бытовых услуг, оценка
дополнительных поступлений
единого налога на вмененный доход в
консолидированный бюджет области в
2002 году составит около 633 млн.
рублей, в том числе:

— по
розничной торговле — 579 млн. рублей;

— по бытовым
услугам — 48 млн. рублей;

— по
парикмахерским услугам — 6 млн.
рублей. — Разногласия, возникшие в
ходе согласования проекта

При
согласовании законопроекта
Управлением МНС РФ по Иркутской
области и Усть-Ордынскому
Бурятскому АО было высказано
замечание о необходимости
повышения ставки базовой
доходности для вида деятельности
"услуги парикмахерских" до 60000
рублей.

И.о.
начальника главного
финансового управления
администрации области
С.В.Карташов

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры