издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не всем филологами быть. Но русский каждый знать обязан!

Не всем
филологами быть.
Но русский каждый знать обязан!

Знаете ли вы, дорогие
читатели, что 8 сентября в разных
странах мира отмечается День
распространения грамотности? Так
что с прошедшим праздником вас! Но
вот что касается самой
грамотности… увы, не с чем
поздравить. Не блещем!

С особенной
очевидностью этот прискорбный факт
обнаруживается во время
вступительных экзаменов в вузы.
Именно на экзамене по русскому
языку абитуриентская братия несет
самые ощутимые потери. На юрфаке
госуниверситета, например, нынче из
почти 600 абитуриентов на
профилирующем русском
"срезались" больше двух
третей.

О самом
"коварном" из экзаменов, о том,
можно ли победить собственную
безграмотность и как это сделать,
мы беседуем сегодня с доцентом
кафедры педагогики Иркутского
государственного университета,
заместителем председателя
предметной общеуниверситетской
комиссии по русскому языку
Л.А.СОКЛЮШИНОЙ.

— Людмила
Александровна, какое у вас
впечатление от нынешних
абитуриентов?


Противоречивое… Были, конечно, на
удивление хорошие, блестящие
работы, но гораздо больше удивляет
и огорчает безграмотность. Порой
просто вопиющая. Да вот возьмем
даже само это слово — удивиться.
Пишут его знаете как? Через е —
удевиться. А ведь это материал
начальной школы: правописание
гласных, проверяемых ударением. И
таких нелепостей много. Порой по 40
ошибок делают грамматических и 20-25
— пунктуационных. Как можно,
проучившить в школе 11 лет, писать
так безграмотно?

Но самое
горькое и обидное, что ведь и
медалисты иногда по 20-30 ошибок
допускают. Большинство из них с
заданиями не справляется.

— Почему так
происходит? Может, у вас задания
слишком сложные?

— Нет, все
задания — в пределах школьной
программы.

— Давайте,
кстати, о самом экзамене поговорим.
Что он из себя представляет? Ведь
некоторым из наших читателей нынче
предстоит поступать в вузы. И
многие наверняка выберут ваш
университет…

— Письменная
работа по русскому языку у нас на
всех факультетах состоит из 5
заданий. Первое — это текст из 30
предложений, в котором надо
вставить пропущенные буквы,
расставить знаки препинания,
раскрыть скобки, написать словами
цифровые обозначения.

Второе
задание — по разделу "лексика и
фразеология": надо, к примеру,
определить значение приведенных
фразеологизмов ( "брать быка за
рога", "жечь мосты"), есть и
другие вопросы.

Третье — по
разделу "фонетика": требуется
расставить ударение. Четвертое и
пятое — грамматико-стилистические
упражнения. Например: исправить
ошибки, если они есть, в
употреблении форм рода, падежа,
согласовать сказуемое с
подлежащим, установить случаи
несоответствия конструкций с
деепричастными оборотами
современным литературным нормам и
многое другое.

По структуре
такая письменная работа на всех
факультетах одна и та же, а вот по
степени сложности задания
разнятся. Самые сложные — на тех
факультетах, где экзамен по
русскому языку профилирующий, а, к
примеру, у математиков, физиков,
химиков — полегче. Выполняется
работа на отдельном листе, в каждой
аудитории — по 8-12 вариантов. Так что
подглядеть и списать невозможно.

Прошу только
иметь в виду, что мы с вами говорим
об экзамене прошедшем. В будущем
году могут появиться какие-то новые
моменты.

— Какие
наиболее типичные ошибки допускают
абитуриенты? О самых слабых местах
расскажите, пожалуйста.

— Если
говорить об орфографических
ошибках, то это прежде всего
правописание безударных гласных,
особенно не проверяемых ударением:
"периферия",
"интеллигенция" и т.д. Сильно
"хромает" правописание
приставок пре- и при-, суффиксов н и
нн, не чувствуют ребята
разграничения не и ни. Даже в
падежных окончаниях 1-2-3 склонений
имен существительных много ошибок,
особенно с окончанием -ие (например,
"отчаянье" и "отчаяние").
Личные окончания глаголов 1-2
спряжений — ну просто беда: в каждой
второй работе ошибки.

Еще одно
очень уязвимое место —
числительные. Как, например,
написать словами: к 0,25 прибавить
столько-то? Массу ошибок делают! А
ведь это все программа 6 класса. Еще
ошибки из разряда распространенных
— обращение и вводные слова: не
ставят ребята запятых даже после
обращения!..

— Людмила
Александровна, посоветуйте нашим
читателям, как стать грамотным
человеком? Что для этого нужно?

— Секретов
особых нет: надо заниматься как
можно больше русским языком, ведь
экзамена по русскому не миновать,
его придется сдавать в любом вузе и
на любом факультете. А потому надо
начинать систематически
заниматься хотя бы с 8 класса,
идеальный вариант — с начальной
школы: то есть выполнять ежедневно
домашние задания, обязательно —
работу над ошибками, не стесняться
задавать вопросы учителю. И,
конечно, как можно больше читать:
зрительная память очень помогает в
овладении языком. В общем, должно
быть как минимум 3-4 года системной
работы. А если вспомнить о русском
только в 11 классе, то это поздно: за
год или полгода его не осилить.

— Скажите, а
можно ли приобрести образцы тех
письменных заданий, которые у вас в
университете даются на экзаменах,
чтобы потренироваться по ним?

— Конечно,
можно. Каждый год мы выпускаем
программку-методичку — пособие для
поступающих. Там публикуем и
примерные письменные задания.
Купить такую программу можно в
центральной приемной комиссии
университета. Она находится по
адресу: г. Иркутск, ул. К.Маркса, 1,
каб. 106, телефон 24-34-16. Так что
обращайтесь, пожалуйста!

— Спасибо за
беседу, Людмила Александровна!
Думаем, ваши советы очень
пригодятся школьникам.

Записала

Дина МАДЬЯРОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры