Картины русских передвижников -- в дар музею
Картины
русских
передвижников — в дар музею
Елена ЗУБРИЙ,
директор Иркутского областного
художественного музея
им. В.П. Сукачева.
На днях
губернатором Иркутской области
Борисом Говориным преподнесен
областному художественному музею
им. В.П. Сукачева драгоценный дар —
произведения замечательных
русских живописцев 19-20 веков
Николая Дубовского и Виктора
Зарубина.
Собрание
Иркутского областного
художественного музея пополнилось
прекрасными произведениями
русской пейзажной живописи 19-20
веков, принадлежащими кисти
академиков Российской Академии
художеств: "Перед грозой"
Николая Дубовского и "Тучка
набежала" Виктора Зарубина.
Поступившие
произведения Н. Дубовского и В.
Зарубина имеют для музея особенную
ценность. Н. Дубовской представлен
в собрании музея такими известными
работами, как "Летний день"
(1890-е годы), "На пашне" (создана
между 1892-1895 годами), "Штиль" (1914
г.). Пейзаж "Штиль" иркутяне
увидели еще в 1915 году на выставке
Иркутского общества художников,
впоследствии она была приобретена
музеем. Творчество В. Зарубина, чьи
произведения "Малороссийская
деревня" и "Вечер" также
находятся в Иркутске, высоко ценил
Владимир Платонович Сукачев.
Работы В. Зарубина были приобретены
музеем у супруги сына В.П. Сукачева
в 1960 году. Оба художника были
представителями демократического
направления в живописи, окончили
Российскую Академию художеств и
были удостоены звания академика.
Будучи членами Товарищества
передвижных художественных
выставок, они много путешествовали,
участвовали в выставках,
напряженно работали и оставили
значительное творческое наследие,
хранящееся в музеях и частных
собраниях в России и за рубежом.
Слава рано
пришла к Н. Дубовскому, творчество
же В. Зарубина, одного из
интереснейших мастеров, было
несправедливо обойдено вниманием,
и имя его долгие годы было известно
лишь узкому кругу специалистов.
Ярный и
сильный талант Н. Дубовского
притягивал и вызывал восторженные
отклики таких знатоков искусства,
как В. Стасов, И. Репин и П.
Третьяков. Последний приобретал
его картины для своей галереи и
очень огорчился, когда
понравившуюся ему одну из лучших
работ художника "Притихло"
купил император.
Всегда
подтянутый, корректный,
последовательно и глубоко мыслящий
человек, Н. Дубовской занимал
значительное положение в
Товариществе передвижных
художественных выставок — был
членом его совета и правления.
Н. Дубовской
родился в семье зажиточного казака
Войска Донского в городе
Новочеркасске, окончил кадетский
корпус. Однако юношу, влюбленного в
искусство, военная карьера не
привлекала. В 18 лет он был принят
Академию художеств по классу
пейзажа профессора М.К. Клодта.
Талантливому ученику прочили
золотую медаль и поездку в Италию
по окончании академии, но он не стал
защищать диплом, а по примеру 14
учеников знаменитого
академического "бунта" 1863
года, не получив разрешения писать
диплом на свободную тему, покидает
академию и с успехом участвует в
выставках. Вступление в
Товарищество передвижников, его
общественные идеи
самоотверженного служения
искусством народу воспринимает
очень серьезно. Впоследствии, по
свидетельству его окружения, он
стал "совестью" передвижников,
ярким представителем русских
художников-демократов.
В Дубовском
видели продолжателя лирических
пейзажей А. Саврасова, в его
творчестве чувствовалось влияние
А. Куинджи, а его известность была
столь велика, что позволяла
сравнивать с И. Левитаном.
Творчество Н. Дубовского несло в
себе переплетение многих
художественных традиций, но
оставалось реалистичным,
наполненным оптимизмом и глубоко
индивидуальным.
Его
жизненный и творческий путь
складывался счастливо. Работы Н.
Дубовского отмечались золотыми и
серебряными медалями на выставках
в России, Германии, Франции.
Круг тем в
творчестве художника широк и
многообразен: сельские и городские
пейзажи, пашни и водные просторы,
мотивы весны и зимы, природа севера
и юга, средней равнинной России и
гористой Швейцарии, красочной
Италии и пестрого Востока. Во всем
присутствуют непосредственность и
свежесть исполнения, сдержанность
и поэтическая взволнованность.
Учителем В.
Зарубина был выдающийся пейзажист
А. Куинджи, чье творчество стало
одним из интереснейших явлений
художественной жизни России на
рубеже 19-20 веков. Школу Куинджи
прошли многие русские мастера, чьи
произведения часто встречаются в
экспозициях музеев.
В. Зарубин
родился в семье известного
харьковского профессора, окончил
физико-математический факультет
Харьковского университета.
Увлечение
искусством определило его
дальнейшую судьбу: в 1893 г. он
уезжает в Париж, берет уроки в
известной частной академии Р.
Жюльена у Ж. Лефрена и Т.-Р. Флери,
часто уезжает на этюды в Нормандию.
Именно в парижский период его жизни
были заложены основы высокого
профессионализма в его творчестве.
Открытия импрессионистов
привлекают его. В своих пейзажах он
уделяет большое внимание
взаимодействию света и цвета,
создавая богатую колористическую
среду. В его картинах присутствуют
пастухи, гуляющие девушки,
танцующие крестьяне, беседующие
старушки, вносящие эмоциональное
оживление в картины.
Имея
значительную живописную практику,
он все-таки заканчивает Российскую
Академию художеств. Роль колорита в
работах В. Зарубина усиливается,
цветовое пятно приобретает
плотность, присущая живописи
мастера импрессионистическая
световоздушная среда исчезает.
Присвоение
звания академика, вступление в
Товарищество передвижных
художественных выставок, успешное
участие в многочисленных выставках
и напряженная творческая работа по
14 часов в сутки характеризуют его
жизненный путь во втором
десятилетии ХХ века.
Октябрьскую
революцию В. Зарубин принимает и
много времени и сил отдает
организации выставок Ассоциации
художников революции и Общества им.
А.И. Куинджи, оформляет спектакли
петроградских театров,
иллюстрирует детские книги, много
работает творчески, создавая
любимые им пейзажные мотивы.
Подарки
губернатора, дополнившие лучшую
часть коллекции русского
искусства, представлены для наших
зрителей в залах музея по адресу:
ул. Ленина, 5.