Горит зажженная свеча
Горит
зажженная свеча
Татьяна
КОВАЛЬСКАЯ,
"Восточно-Сибирская правда"
Они были не
просто знакомы — были дружны, в
Москве сердечно встречались,
знались семьями.
Земляки-черемховцы, известные
драматурги Михаил Ворфоломеев и
Владимир Гуркин. Еще весной
договаривались вместе ехать на
родину в Черемхово, чтобы отметить
золотой юбилей Гуркина. Но Господь
распорядился по-иному. Владимир
Павлович хоронил Михаила
Алексеевича на Троекуровском
кладбище и в Черемхово приехал
один, не для торжества, а чтобы
побыть с мамой, заболевшей и
захандрившей. Настроение печали в
сердцах Гуркиных от свежих утрат.
Владимир ведь только что схоронил
тещу, жена из-за этого осталась
дома, а он девятый день с родными и
другом провел. Из Черемхова повезет
в Москву горсть родной земли на
могилу Миши Ворфоломеева.
Так
сложилось-получилось, что жили они
в детские годы в одном городе, но в
разных районах и друг друга не
знали. Миша старше Володи был
всего-то на четыре года, но для
подростков это большой разрыв.
Почему в рабочем городке угольных
шахт и разрезов зародились
одновременно столь яркие личности
с особенными драматургическим
зрением и слухом? Дети из рабочих
небогатых семей, далеких от театра
и литературы. Загадочный феномен.
Хотя при желании можно этот факт
окружить социально-историческими
основаниями: таланты в драматургии
всегда вырастали на почве бытовых и
общественных конфликтов, интриг и,
как считал Ворфоломеев, по замыслу
Господа. А уж бытовых конфликтов в
Черемхове хватало во все времена, и
общественных, и политических тоже.
Еще не одна пьеса будет написана на
эти сюжеты. Одно бесспорно:
Черемховский драматический театр,
открытый по приказу наркома
угольной промышленности в 1939 году,
театр, доступный детям всего
города, так околдовал, очаровал,
увлек мальчишек, что скрытый дар
пробился и зажег свечу творчества.
Хватило воли выехать из родного
города — нет пророков в родном
отечестве. Но черемховские приметы
в каждом произведении, и под
московскими крышами им снятся
черемховские сны. В столице даже
образовалось землячество выходцев
из этого городка: бывшие министры и
сотрудники министерств, ведомств,
журналисты, ну и, конечно, всегда
приглашались наши драматурги…
Однако повод
для встречи с Владимиром Гуркиным
был торжественный —
пятидесятилетие со дня рождения. В
день тринадцатого сентября
(повезло же ему уродиться в самый
мистический день календаря) на
окраине Черемхова, в старом
шахтерском районе, где проживали
герои его пьес и романа для сцены,
сразу стало шумно от машин, гостей,
приветствий. Прибыли местное
телевидение, делегация от мэрии с
цветами и дарами. Владимир Павлович
рад общению с земляками, приятно
тронут вниманием властей,
работников культуры и вообще
зрителей. Два года назад он
приезжал в Черемхово с фильмом
"Кадриль", и черемховцы
получили огромное удовольствие от
встречи с автором сценария
кинофильма, своим земляком. Когда
Гуркина спрашивают, что бы он хотел
пожелать черемховцам-землякам, он
всегда говорит о любви к городу, но
не абстрактной, теоретической, а о
действенной, активной любви к
родной улице, двору, дому. И на этот
раз о том же:
— Мама моя
живет на улице Гастелло (покойный
отец дом от шахты получил в
пятидесятых годах). И наш конец этой
улицы такой ухабистый, такой
непроезжий, стыдно смотреть. Городу
не до окраины, центральные улицы
поддерживать денег не хватает.
Нашелся человек, готовый засыпать
щебенкой рытвины. Но надо собрать
немного денег. Обратились к соседям
— отмахиваются, мол, не такие мы
богатые, чтобы деньги в землю
зарывать. Пусть горкомхоз дорогу
делает, это его обязанность. Обидно
видеть равнодушие людей к себе,
своему общему уголку города.
Такой он,
драматург Гуркин, от реалий быта не
отворачивается. Общественный
человек, не зря его на второй срок в
Москве выбрали председателем Союза
театральных деятелей России.
Несколько дней в родительском доме,
а успел во Дворец культуры
"Горняк" сходить на репетицию
хора ветеранов "Родник",
порадовался за певцов — вот это
настоящее дело во благо родного
города! На литературной гостиной
побывал, отвечал на вопросы.
Земляков ведь все интересует:
сколько детей, сколько жен, сколько
книг издано и над чем работает
драматург. Биографию его народ
знает, в каких школах учился, когда
женился. А про жен — по аналогии с
известными артистами и
режиссерами, меняющими старых жен
на молодых. Владимир — однолюб, как
женился на однокурснице Людмиле,
так с ней и идет по жизни. Сыну
Евгению тридцать, дочере Катерине —
двадцать, студентка МГУ, будущий
филолог-культуролог-журналист.
Снова и снова
хочется удивляться и радоваться за
земляка. Он ведь баловень фортуны:
хороший актер, в одном из ведущих
драматических театров Сибири, в
Омске, для друзей и ради интереса
сочинил в семидесятых пьесу про
действительную судьбу спившегося
от неправды журналиста "Зажигаю
днем свечу" (Андрюша). В 1979 году
рукопись через верных друзей
попала в Москву и в русское издание
за рубежом. Была поставлена почти
одновременно в "Современнике"
и Омском театре. Критика назвала
Гуркина "внутренним
диссидентом". Но его следующая
пьеса "Любовь и голуби" во
МХАТе произвела настоящий фурор и
стала самой играемой пьесой конца
двадцатого века на сценах
Советского Союза и ряда зарубежных
театров. Владимир это чувствовал.
Он сказал жене: "Любовь и
голуби" нас прокормят". Лучи
популярности пьесы и кинофильма
коснулись и черемховца Василия
Кузякина, который после начального
шока стал даже гордиться; в
санаториях, где приходилось
лечиться, называл себя "Кузякин
из "Любовь и голуби". Хотя, как
признался драматург, он только
фамилию соседа Василия взял, а всю
историю — из другой совсем семьи.
Не так уж
много за двадцать лет написал
Владимир Гуркин. Но идут
кинофильмы, намечена многосерийная
работа для телевидения по роману
для сцены "Плач в пригоршню" —
потрясающая драма умирания
шахтерской окраины. Память у автора
уникальная, каждый герой говорит
своим языком, будто бы на
магнитофон записывал подросток эти
диалекты разноплеменных
черемховских дворов.
Поделился
драматург и своей радостью:
закончил сложнейшую работу,
растянувшуюся на два года, —
сценарий по роману Бориса
Пастернака "Доктор Живаго".
Режиссер Меньшов, с которым Гуркин
уже работал, намерен снять
киноленту по его инсценировке. Так
что предстоит продолжение работы в
кино, а также и на ОРТ.
А книги?
"Придет и для книги время", —
улыбается Владимир Павлович. Все
пьесы есть в журналах
"Современная драматургия". В
Иркутске вышла небольшого формата
в мягком переплете книга, спасибо
фонду А. Вампилова и его директору
О. Солуяновой.
— Мои издания
— спектакли по моим пьесам. А они
идут почти на всех сценах. Интерес к
ним не угасает. Значит, в тираж пока
не вышел! — шутит наш земляк Володя
Гуркин.
Пожелаем ему
так держать и чтобы зажженная в 1979
году свеча не гасла никогда.