Сказочник Тофаларии (К 90-летию со дня рождения Николая Баканаева)
Сказочник
Тофаларии
(К 90-летию со дня рождения
Николая Баканаева)
У разных
народов разные обычаи и традиции. У
тофаларов на свадьбе каждый должен
спеть свои лучшие песни, подарить
молодоженам вдохновенное слово —
тепло своего сердца. Принято у них
считать: кто не поет, тот плохой
человек, и на третий день после
свадьбы его мажут сажей… Таково
открыто отрицательное отношение к
"беспесенному" человеку…
Наоборот,
люди поющие, голосистые, знающие и
любящие вокальное искусство,
пользуются у тофаларов глубоким
уважением, а песенники, народные
певцы — особенным почетом и славой.
Таковым был в Алыгджере, в стольном
селении края, Николай Сергеевич
Баканаев, известный сказитель
(улэгэршэ) и певец (ыршэ) Тофаларии,
великий сын маленького народа,
насчитывающего всего 630 человек по
переписи 1989 года.
Песня для
тофалара что чистый горный воздух,
светлый родник и высокое солнце,
без которых нет жизни. Валентин
Распутин писал, что тофалары поют
всюду, поют, промышляя соболя,
"песня помогает… она мечтает,
вспоминает и рассказывает",
"без песни… было бы трудно"
(Валентин Распутин "Край возле
самого неба"). Думается,
совершенно прав Н.С. Баканаев,
говоря: "Не будь песен и сказаний,
наше маленькое племя вымерло бы
давно". Тут же он приводит
тофаларскую пословицу: без крыльев
птица не летает, без песен народ не
живет.
… Я
познакомился с Николаем
Сергеевичем во время поездки в
Тофаларию в сентябре 1972 г. Он
предстал передо мной человеком
среднего роста, с типично
монгольскими чертами лица, светлый,
с коротко остриженными волосами,
заметной сединой, чуть прихрамывал.
Голос у него глуховатый, мягкий,
привлекательный, говорил не
торопясь и очень четко — свободно
владел русским языком, знал и
бурятский, чем немало удивил меня
(тофы близко общались с
нижнеудинскими и окинскими
бурятами).
Николай
Сергеевич Баканаев родился 20
сентября 1911 г. в стойбище охотника и
оленевода на берегу реки Ия, в
двухстах километрах от Алыгджера.
Его отец Сергей Спиридонович, из
рода Кара Чогду, и мать Мария
Михайловна, урожденная Тоболаева,
жили дружно, в согласии. Николай был
в семье четвертым ребенком и
четвертым сыном, позже, в 1915 года у
них родилась сестренка Роза. В
семье Баканаевых стало семь
человек. Родители были
старательными и добросовестными
тружениками тайги, кочевавшими в
Саянах в поисках лучших пастбищ и
охотничьих угодий.
Жизнь
протекала как будто бы в приволье:
сними свой чум, нехитрое строение,
покрытое летом берестой, а зимой —
теплыми оленьими и сохатиными
шкурами, и кочуй на новое место.
Тайга кормила семью тофалара —
вдоволь водились дикие животные и
звери, росли ягодные и другие
съедобные растения. Но
благополучие тофа зависело меньше
всего от него самого, а больше — от
природы: урожая и неурожая трав,
ягод, орехов, наличия и перекочевки
животных, зверей…
В холодном и
мрачном чуме теплее и ярче, чем
огонь костра, грели людей, светили
надеждой, счастьем песни, сказки,
былины, легенды. Мастером устного
художественного слова был дед
Николая — Спиридон Иванович
Баканаев, обладавший богатой
памятью (он жил вместе с семьей
сына, заботливо водился с внуками и
часто исполнял сказания о древних
богатырях, всегда побеждавших
своих врагов). Маленький Коля
слушал и запоминал… Хорошим
сказителем был Михаил Николаевич
Тоболаев, дед Николая Сергеевича по
матери, человек умный и
наблюдательный. Мальчику повезло —
оба деда оказались рапсодами.
— Так и шли
зимние дни и вечера, — говорил он. —
А мы, дети, любили сказки, слушали их
с упоением. Все играло и сверкало
вокруг нас, краше нашей земли на
свете ничего нет. Добро побеждает
зло — как это здорово рисуется в
сказках! И думалось: слушаешь
сказку — становишься сильнее, будто
обретаешь крылья, и тоже, как героям
этих произведений, хочется делать в
жизни только хорошее. Тофалары
любят детей и, сколько помню, всегда
исполняют им сказки. Я тоже больше
рассказываю их детям…
Коля
Баканаев — один из первых
тофаларских мальчиков, который
начал учиться в специально
организованной для детей его
соплеменников школе деревни
Сасырка. После организации
культбазы в Алыгджере семья
Баканаевых в 1927 г. переезжает туда
на постоянное местожительство
(привыкшим кочевать по тайге это
стало делом новым, незнакомым и
даже страшным). Коля продолжает
здесь учебу, окончил четыре класса.
В декабре 1927
г. он становится комсомольцем,
включается в общественную жизнь,
проводит занятия в ликбезе (школе
по ликвидации безработности
населения), беседы и читки газет.
Живой и общительный, превосходный
стрелок и охотник, в декабре 1930 г. на
кыштале, съезде тофов, Николай
Сергеевич избирается
председателем Тофаларского
туземного Совета. Теперь
двадцатилетний охотник
представляет всю Тофаларию, ее сын
и ее верховный руководитель,
президент своей маленькой страны.
Он знал каждый тофаларский род, его
историю, обычаи, нравы, помнил почти
все события, происшедшие за
последние полвека в Саянских горах.
Николай
Баканаев был делегатом первого
краевого съезда Совета Восточной
Сибири (февраль 1931 г.), избирался
членом исполнительного комитета
Восточно-Сибирского краевого
Совета депутатов трудящихся.
Выборы председателя туземного
Совета проводились тогда ежегодно
— Баканаев четырежды подряд
избирался на эту ответственную
должность. Под его руководством
строились в Алыгджере больница,
клуб, ветеринарный пункт, жилые
деревянные дома для переселения
тофов из юрт-чумов, укрепляются
колхозы…
Позже
Николай Сергеевич заведует Красным
чумом, становится ветеринарным
фельдшером, секретарем
Тофаларского районного отдела
народного образования. В годы
Великой Отечественной войны
обучает делу следопыта-охотника
подростков. В 1942-1944 гг. работает
председателем колхоза "Красный
охотник". В послевоенное время —
проводник геологоразведочных
партий, бригадир
оленеводов-пастухов, рядовой
охотник колхоза… Кем бы он ни
работал, на протяжении всей своей
жизни нес две обязанности — не
расставался с охотничьим делом и с
исполнительской деятельностью
сказителя.
2 января 1976
года Николай Сергеевич Баканаев
скончался. Похоронен он в селе
Алыгджер.
У него не
было высоких государственных
наград и официально присвоенных
почетных званий, но были народное
уважение, народный почет и народная
слава. Не каждому воздается такая
честь. Это человек-легенда,
поэтический самородок, сверкающий
ярко и светло, ибо он плоть от плоти
народа, его душа и совесть, голос и
разум…
Произведения,
записанные от него разными
собирателями фольклора,
опубликованы в сборниках в
Улан-Удэ, Иркутске, Кызыле (Тыва),
Улан-Баторе, Красноярске,
Ленинграде.
Раднай
ШЕРХУНАЕВ,
доцент ИГУ