Учитель -- первый полпред патриотического воспитания
Учитель
— первый полпред
патриотического воспитания
Иркутская областная
общественная организация
ветеранов народного образования
создана год назад и сразу же вошла в
состав областной организации
ветеранов войны и труда, пополнив
ее ряды более чем на двадцать тысяч
человек. Совет новой организации
возглавил хорошо известный
педагогической общественности
Меньшиков Лев Петрович. Более
сорока лет он работает на
педагогической ниве, возглавлял
городской и областной отделы
народного образования. Более
десяти книг и брошюр написаны им. И
сейчас в заделе большая книга по
истории народного образования
Иркутской губернии и области,
своего рода историко-литературное
пособие по воспитанию будущих
учителей.
Наша беседа
состоялась в областном музее
народного образования. Все здесь
ухожено, все, как говорится,
разложено по полочкам — от самой
первой школы 1725 года до наших дней.
— А что, Лев
Петрович, теперь общественная
работа председателя совета не
мешает вашим писательским планам?
— К радости
моей, не только не мешает, но и в
каких-то параметрах планы
совпадают. Общение с ветеранами
школы подсказывает новые темы,
обогащает новыми фактами. Вот, к
примеру, мы задумали создать книгу
школьных династий. А доцент
института усовершенствования
Роберт Закирович Хафизов приступил
к книге памяти об учителях —
участниках войны. Первые помощники,
конечно, ветераны. Да и музейные
экспозиции также пополняются из их
семейных архивов и воспоминаний.
— Эти книги
тоже в рабочем плане совета?
— Да. Дело в
том, что учитель — это общественный
человек. Он всю жизнь на людях и для
людей. Знаю многих старых
работников образования, для
которых статус пенсионера стал ну
если не трагедией, то большим
жизненным испытанием. Создавая
нашу ветеранскую организацию,
считали первостепенной задачей
подтолкнуть человека к делу.
— Я
познакомилась с вашими уставными
документами. Все продумано четко,
определены все параметры работы
секций и взаимодействия с
руководящими органами народного
образования. Изложены основные
принципы деятельности советов на
местах: добровольность,
равноправие, законность, гласность,
взаимное доверие. Вы использовали
какие-то рекомендации?
— Нет. Это все
наше. Как говорится,
самодеятельность. Но мы, педагоги,
приучены к системной работе. И уже
прошедший первый год показал, что
такой, казалось бы, с первого
взгляда "бумажный" подход к
организации дела по существу
оправдал себя.
Должен
сказать, что нас поддерживают
руководство главного управления и
областной комитет профсоюза
работников народного образования и
науки, а также органы народного
образования на местах. И
материально, и морально. Наш совет,
ветераны из номера в номер
выступают в журналах "Вести
образования" и
"Педагогический поиск
Приангарья" — ведется рубрика
"В совете ветеранов". И
руководители управления и совет
большое значение придали июньскому
семинару-совещанию председателей
советов с мест.
— Расскажите
поподробнее об этом. Совещание
внесло какие-то коррективы в ваш
план?
— Казалось
бы, девять месяцев начального этапа
работы советов на местах маловато.
Но мы ставили определенные цели.
Оказать моральную поддержку новому
делу, дать председателям
почувствовать, что все, что они
начали делать, важно и необходимо.
Организовали встречи участников
семинара с руководителями главного
управления образования,
пенсионного фонда, областного
совета ветеранов войны и труда.
Показали все лучшие учебные
заведения областного центра —
педучилище N 1, ПТУ-65, школу в поселке
Пивовариха. Особо сильное
впечатление произвел
Интернет-центр. Всех снабдили
уставными документами, законами о
правах и льготах ветеранов, Книгами
памяти, кассетами с воспоминаниями.
А нам семинар дал не только полную
информацию о положении дел, но и
ориентиры — по каким направлениям
нужно усилить работу.
— Хотя бы
несколько примеров приведите…
— Семинар
четко определил необходимость
вмешаться советам на местах в
систему обеспечения топливом и
другими коммунальными услугами
ветеранов народного образования.
Такие услуги не предоставляются в
Куйтунском районе уже семь лет, в
Братском — пять, в Усть-Удинском —
четыре года. А взять нормы
выделения дров ветерану: в
Заларинском районе это семь
кубометров, в Балаганском — десять,
а в Чунском — двенадцать. Или взять
компенсацию за дрова. Вместо
двухсот рублей за кубометр дают
восемьдесят! Чтобы советы помогли в
этой нужде ветеранам народного
образования, мы подготовили и
направили на места соответствующие
письма "Об обеспечении ветеранов
топливом". Вообще в ряде районов
и городов нашим советам необходимо
срочно включиться в разработку
программы "Старшее поколение"
совместно с административными
органами, чтобы и работники
образования получали
предусмотренные законодательством
льготы и соответствующие формы
социальной поддержки.
Ну и наконец,
на семинаре шел разговор о
военно-патриотическом воспитании,
развитии сети школьных музеев
боевой и трудовой славы в связи с
принятием государственной
программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской
Федерации на 2001-2005 годы" и
началом областного смотра-конкурса
городских и районных советов
ветеранов по патриотическому
воспитанию молодежи.
Всегда школа,
училище, особенно в глубинке, были
центром такого воспитания, а
учитель, будь он историк, литератор,
природовед, военрук, — первый
полпред этого дела. Во всех советах
на местах комиссии по
военно-патриотическому воспитанию
в своей работе должны выйти за
стены учебных заведений и музеев.
Как наиболее подготовленная и
образованная часть населения,
включиться в общее государственное
дело совместно с советами
ветеранов войны и труда, расширить
рамки патриотического воспитания
не только на примерах Великой
Отечественной войны, но и на
подвигах наших предков, героев
Отечества всех времен и народов,
трудовых достижениях сибиряков.
Если нам удастся широко развернуть
эту работу, будем считать, что мы не
напрасно прожили свои пенсионные
годы.
— Ну, что же,
остается только пожелать успехов в
дальнейших делах. А кстати, что в
ближайших планах совета?
— В октябре
наметили собрать в Иркутске всех,
кто возглавляет группы здоровья
ветеранов педагогического труда.
— Даже так?
Вот это правильно — учитель всегда
должен быть в форме, душой и телом.
— На том
стоим. Потому у нас в областном
совете своя
оздоровительно-просветительская
секция. Рекомендуем такие создать и
на местах, чтобы вернуть ветеранов
в спортзалы. А на семинаре будем
вести разговор о формах работы,
дадим методические рекомендации
для занятий с пожилыми. Покажем
выступления нашей группы здоровья.
— Здоровья и
успехов всем вашим коллегам!
Б.
ПРЕЛОВСКАЯ