Китайский проект сделает Иркутск форвардом российской экономики
Китайский
проект сделает
Иркутск форвардом российской
экономики
После
подписания в Санкт-Петербурге
межправительственного соглашения
о строительстве крупнейшего
нефтепровода, который соединит
Сибирь и Китай, у жителей нашей
области стали возникать вопросы.
Самый главный из них, что даст
китайский проект иркутскому
региону?
Однако
данная постановка вопроса не
совсем корректна, поскольку
реализация китайского проекта
имеет колоссальное значение не
только для отдельных регионов, но и
для всей России в целом. Реализация
китайского проекта — это вопрос
экономической безопасности нашего
отечества.
Что это
значит? Это значит, что любое
правительство стремится
диверсифицировать экспортные и
импортные направления, чтобы не
попасть в зависимость от одного
потребителя или поставщика. В
настоящее время экспорт сырой
нефти осуществляется только через
западное направление, а именно
через европейские нефтяные
магистрали. Пропускная способность
этих нефтепроводов ограничена так
же как и потребительские
возможности европейцев, в силу их
малой, по сравнению с Китаем,
численностью. Китайский рынок
огромен и перспективен. По
прогнозам, импорт нефти в Китае
будет расти. Россия, имея
территориальные преимущества
перед другими государствами и
огромные неосвоенные запасы нефти,
просто не может не воспользоваться
такой возможностью. Китайское
правительство также понимает
необходимость диверсификации
импорта и поэтому, как и российское,
заинтересовано в скорейшей
реализации китайского проекта.
Экономический
подъем нефтяной отрасли,
наблюдавшийся последние два года,
подвигнул нефтяные компании на
крупномасштабные инвестиции в
освоение новых месторождений и
модернизацию
нефтеперерабатывающих мощностей. В
результате, вся остальная
российская промышленность не
смогла развиваться также динамично
и поглощать производимое
количество нефтепродуктов. В
настоящий момент практически все
нефтяные компании имеют
значительные приросты по темпам
добычи нефти. К примеру, НК
"ЮКОС" стала лидером по темпам
добычи нефти и продолжает активно
наращивать свою сырьевую базу,
зайдя на месторождения в
Красноярском крае и Эвенкии.
Руководство НК "ЮКОС"
подчеркивает, что компания без
проблем может увеличить уже в
ближайшие годы объемы добываемой
нефти до 70-80 млн. тонн в год. Эти
цифры уже включены в план развития
компании на ближайшие годы. Это
свидетельствует о том, что у
российских нефтяных компаний в
последнее время возникла острая
нужда в расширении экспортных
рынков сбыта.
Может
возникнуть вопрос, не станем ли мы,
экспортируя сырую нефть, сырьевым
придатком и не выгоднее ли
экспортировать нефтепродукты.
Почему-то Арабские Эмираты и
Кувейт, имея огромные запасы нефти
и продавая их всему миру, живут в
сказочной роскоши и нисколько не
комплексуют по этому поводу.
Экономические подсчеты
свидетельствуют, что
экспортировать нефтепродукты
крайне невыгодно из-за высоких
железнодорожных тарифов.
Нефтепродукты в большей степени
нужны для внутренних нужд, для
отечественных производителей.
Сегодня у России столько нефти, что
ее хватит не только для российских
НПЗ, но и для получения
дополнительных денег в федеральный
бюджет и бюджеты территорий.
Иркутскому
региону повезло, что через его
территорию пройдут транзитные пути
нефтепровода. Наша область, а
именно город Ангарск, станет
отправной точкой нефтепровода.
Экономика города и области станет
развиваться гораздо динамичнее,
появятся новые рабочие места,
увеличится налогооблагаемая база,
родится и разовьется
инфраструктура, возрастет
промышленный статус. Иркутск, а
точнее Ангарск, станет восточными
нефтяными воротами страны,
форвардом российской экономики.
Ангарская нефтехимическая
компания получит возможность новых
больших инвестиций, средства на
которые будут получены от экспорта
российской нефти в Китай. Будут
модернизированы ее
нефтеперерабатывающие и
нефтехимические производства.
Времена, когда, находясь на
периферии нефтяных транспортных
магистралей, ангарский комбинат
существовал под угрозой остаться
без нефти, навсегда уйдут в прошлое.
Большая российская нефть, которая
придет в Иркутский регион вместе с
китайским проектом, позволит
сохранить уникальный в России
комбинат. Разговоры о том, что вся
нефть пойдет на экспорт мимо
Ангарской нефтехимической
компании, по меньшей мере, выглядят
наивными. Во-первых, потому что
правительство всегда жестко
регулирует экспорт сырой нефти и
защищает интересы отечественных
НПЗ. А во-вторых, потому что сегодня
Ангарская нефтехимическая
компания — собственность НК
"ЮКОС" и менеджмент нефтяной
компании — несет ответственность
за эффективную работу своих
объектов собственности не только
перед государством и рабочими, но и
перед акционерами НК "ЮКОС".
Выгодна ли акционерам НК
"ЮКОС" хорошая работа
Ангарской нефтехимической
компании? Думаю, вопрос
риторический…
Олег
ЛАВРЕНТЬЕВ