издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Встреча в органном зале

Встреча
в органном зале

Людмила МАЦЮРА,
солистка Иркутской филармонии,
органистка

Органисты у
нас живут обособленно в силу
редкости своей профессии. Встречи с
коллегами случаются нечасто, и
поэтому я была рада найти по
телефону человека, о котором давно
слышала от коллег. Владимир
Анатольевич Хромченко — органист и
органостроитель. Мы легко
познакомились, и я получила
приглашение приехать. Место
встречи было более чем приятное —
Ялта. Я очень давно слышала об
органном зале в Ялте, и, конечно, мне
не терпелось увидеть и услышать
орган, пощупать его своими руками.

И вот мы в
Ливадии. Указатель: стрелка —
Ливадийский дворец, стрелка —
органный зал. Подходим к
симпатичному небольшому зданию с
часами, парадной лестницей и
фонарями. Навстречу из зала —
густой поток загорелых отдыхающих,
выходящих после концерта под лучи
южного палящего солнца. Войдя в зал,
я никак не могла понять, где я.
Внутренний интерьер, люстры
напоминали светлую протестантскую
церковь. Каково же было мое
удивление, когда я узнала его
историю.

В 1910-1911 гг.
одновременно со строительством
Ливадийского дворца было сооружено
здание электростанции, которое
впоследствии снабжало
электроэнергией всю Ливадию. Автор
проекта — придворный архитектор
Глеб Гущин. В 20-х годах оборудование
было демонтировано, в разное время
там размещались столовая, клуб,
лагерь для военнопленных, склад,
мастерские. К концу 80-х годов здание
находилось в полуразрушенном
состоянии. В результате
проведенной реконструкции заново
созданный интерьер включил в себя
лепку, цветные витражи, ограждения,
пилястры, капители. Таким образом
здание бывшей электростанции
превратилось в блестящий
архитектурный ансамбль. Здесь и
находятся органный зал и центр
органной музыки "Ливадия".

Владимир
Хромченко оказался приветливым и
гостеприимным хозяином. Именно он и
является автором и разработчиком
проекта строительства органа и
реконструкции здания, а также
директором и художественным
руководителем центра органной
музыки "Ливадия". Он же
органист и органостроитель,
выпускник Таллинской
консерватории, ученик Хуго
Лепнурма. Оказывается, в Ялте, кроме
Ливадийского органа, находятся еще
два его инструмента: в музыкальной
школе и армянской церкви. Есть еще
четвертый (!) орган в католической
церкви, но другой фирмы. Подумать
только, в Ялте, где 30 тысяч жителей,
четыре органа!

После
небольшого знакомства мы наконец
поднимаемся к органу, который
установлен на специально
встроенном балконе. Владимир
Анатольевич рассказывает, что
орган создавался в подвале этого же
здания одновременно с проведением
строительных и
художественно-оформительских
работ. Это первый отечественный
инструмент такого класса,
созданный на территории бывшего
Союза и самый крупный на Украине.
Признаюсь, я была действительно
удивлена, поскольку не ожидала
увидеть такой крупный орган. Он
имеет четыре мануала (клавиатуры
для рук) и педаль (клавиатура для
ног), 69 регистров и более 4600 труб.

Конечно же, я
села за инструмент и начала
пробовать его силу и голоса.
Звучание органа благородно. Меня,
как органиста, безусловно поразила
его диспозиция, т. е. набор голосов
(регистров). Перепробовав массу
вариантов, наигравшись самой
разной музыки, я поняла, что
инструмент этот по-настоящему
универсален. Он имеет все
возможности для исполнения музыки
разных эпох и стран, передачи ее
своеобразия и различия. Кроме того,
инструмент оснащен по последнему
слову электронной техники и имеет
более 1000 комбинаций регистров, что
расширяет исполнительские
возможности.

Я не
переставала восхищаться этим
детищем Владимира Хромченко и им
самим. Ведь только благодаря его
энтузиазму в Ялте звучит органная
музыка. У него есть помощники,
единомышленники, среди них
органистка Елена Кейль, концерт
которой мы послушали. В
"Ливадии" проходят вечера
камерной, ансамблевой и хоровой
музыки, международные фестивали.
Уникальность органного центра еще
и в том, что здесь замкнутый цикл
строительства, реставрации и
реконструкции органов,
единственный на территории СНГ. Вот
хорошо бы, думала я, заказать им
учебный орган для Иркутска. Более 10
лет я хожу с этой идеей. Можно было
бы наконец открыть органный класс,
о чем меня постоянно просят,
обучать ребят, проводить
студенческие концерты — это такая
перспектива для культурного
развития.

Получив
приглашение выступить и пожелав
друг другу удачи, мы расстались. Мне
предстояло возвращение к
иркутскому органу и слушателям,
которых я жду в новом концертном
сезоне. Он открывается уже в
сентябре. Надеюсь, мы вместе будем
наслаждаться звучанием нашего
прекрасного органа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры