Учителя + родители = школа без проблем
Учителя
+ родители = школа без проблем
Давайте задумаемся: как часто
мы, родители, ходим в школу? Обычно
раз в четверть — на родительское
собрание, да и то не все. Одна моя
знакомая считает, что с классным
руководителем достаточно общаться
через дневник дочери, а ходить на
родительские собрания — потеря
времени. "Два часа будут спорить,
обсуждая сбор на ремонт или на
призы, — говорит она. — Так не проще
ли передать деньги с ребенком?"
Сосед тоже не ходит в школу, но по
другой причине. "Ну, что они мне
там нового скажут — что мой оболтус
директору опять нагрубил? Так это
он мне и сам рассказал, и уже
получил. Учителя тоже хороши — лишь
бы ругать ребенка, а кто его
воспитывать должен?! Мне некогда — я
деньги зарабатываю."
Вот
такие разные подходы, а итог один —
крайними остаются дети. И не только
потому, что чувствуют: родителям
безразлично, как им живется в школе,
— но и потому, что школа без помощи
родителей может дать детям гораздо
меньше. Впрочем, немало школ, где
педагоги и родители сотрудничают,
причем очень успешно. Одна из них —
иркутская школа N 63.
— Наши
родители никогда не отстранялись
от школьных дел, — говорит директор Галина
Ивановна ТОЛСТЫХ. — Учителя в
постоянном контакте с родителями.
Есть у нас и общешкольный
родительский комитет, куда от
каждого класса голосованием
избирается по одному
представителю. Раз в четверть или
чаще, если возникает необходимость,
проходят заседания родительского
комитета, где обсуждаются все
учебные вопросы, решаются проблемы.
— Так что
— родители могут влиять и на
учебный процесс?
— Конечно, —
кивает Галина Ивановна. — Я прихожу
на заседание, и мы вместе решаем,
какие будут смены у классов, какие
программы. Изучаем образовательный
спрос, и лишь потом формируем
учебный план. Например, 8 "Ж" в
прошлом году захотел у нас
экономику. Мы нашли преподавателя,
и ребята получили этот предмет.
Кроме того, информирую родителей о
режиме работы библиотеки,
медицинского кабинета,
психологической службы,
рассказываю, когда будут каникулы,
какие праздники планируются и так
далее.
Сообща в этой
школе обсуждается не только чему и
как будут учить детей, но и,
например, внешний вид учеников. В
прошлом году ребята участвовали в
деловой игре "Школа 21 века", и
одно из их предложений было ввести
школьную форму. Администрация
поддержала инициативу детей и
вынесла ее на обсуждение
родительского комитета. Папам и
мамам идея тоже понравилась, и
теперь ее понемногу продвигают в
жизнь.
— Очень
важно, — продолжает директор школы,
— что вместе с родителями мы
приняли "Положение о
промежуточной аттестации",
обговорили, какие предметы ребята
невыпускных классов будут сдавать.
Так же совместно разработали
"Положение о поощрениях и
наказаниях".
— И какое
наказание в вашей школе самое
суровое?
— В Положении
записано "вплоть до исключения
из школы на 2 недели". Отсев —
очень серьезный вопрос, за этим
строго следит Главное управление
образования. Да мы и не ставим себе
целью исключать. Наоборот, если
ребенок перестал появляться в
школе, социальный педагог 5-6 раз
сходит к нему домой, поговорит с
родителями, с самим ребенком. В
прошлом году у нас пропала девочка,
так родители этого класса вместе с
классным руководителем стали
искать ее и вернули в школу.
Оказалось, девочку обижали, а она
никому не рассказывала.
— Вы
говорите, что приняли Положение
вместе с родителями, значит, у
родителей есть право вето на все
решения?
— Если я не
посоветуюсь с родителями, не докажу
им свою точку зрения, ничего не
получится. Школы сегодня
испытывают немалые финансовые
трудности, и единственные, на кого
мы можем положиться, — это родители.
Возьмем хотя бы такую "мелочь".
Выделяют мне на год 160 лампочек, а у
меня в школе их больше 1000. Ну, не в
темноте же детям учиться — родители
сами понимают, что надо помогать.
— И с
ремонтом, наверное, тоже?
— А эту
проблему мы бы без них вовсе не
решили. Ведь деньги на ремонт
школам дают не поровну. Выделяют
прежде всего тем, кто остро
нуждается. Пять лет назад у нас была
проведена реконструкция старого и
построено новое здание школы. С тех
пор мы не получали на ремонт ни
копейки.
— Не
верится! Везде чистота, ни пятнышка,
ни трещинки…
— Мы
постоянно моем школу, подкрашиваем,
подбеливаем в течение года. Дети с 5
класса занимаются
самообслуживанием. Технички
работают, сантехник хороший…
— Но ведь
косметический ремонт все равно
приходится делать ежегодно.
— Конечно, —
вступает в разговор Светлана
Владимировна ЧЕБОТНЯГИНА, зам.
председателя общешкольного
родительского комитета, — и мы это
прекрасно понимаем. На комитете
обсуждаем, что нужно сделать,
советуемся с Галиной Ивановной.
Подсчитываем, сколько денег нужно,
делим сумму на количество учеников.
Получается 200-250 рублей. Если в семье
2-3 ребятишек, платят сколько смогут.
Такие родители часто помогают тем,
что приходят покрасить, помыть
после побелки. Кто-то приносит
веник, кто-то тряпки, краску.
Неполные семьи не платят, если не
могут. У нас в классе есть девочка,
которую воспитывают бабушка с
дедушкой, они дают деньги, но мы не
берем. Так бабушка окна моет.
— В эти 250
рублей входят еще мыло, порошок,
тряпки, ведро, замок, лампы… —
подсказывает Галина Ивановна. — Все
идет на содержание школы. А еще у
нас соседи очень отзывчивые —
"Ростелеком",
"Байкалвестком". С их помощью
мы сумели, например, постелить
линолеум в учительской. Из
родительских денег я бы этого
позволить не могла. Они помогли
сшить костюмы для нашего
фольклорного ансамбля
"Родничок", помогают с машиной.
— Но ведь
250 рублей — это, наверняка, не все,
что сдают родители.
— Они сами
решают, сколько денег необходимо
собрать. — говорит Галина Ивановна.
— Например, вопрос с охраной школы
практически не дискутировался —
все родители осознают, что сегодня
это необходимо. И никто не
отказался платить 10 рублей в месяц
за охрану.
— Конечно, —
добавляет Светлана Владимировна, —
от школьного рэкета охрана не очень
спасает, потому что такое, если и
происходит, то не в школе, а за ее
пределами. Но в таких случаях
поднимаются родители: у кого-то
ребенок с синяком пришел — тут же
все перезвонились, выяснили, были
еще похожие ситуации или нет.
Договариваются провожать детей по
очереди. Или папа приходит, просит
поговорить с обидчиком. Директор
всегда откликается. И тут мы
действуем вместе.
— Родители
понимают нас и не винят в подобных
случаях, — говорит директор. —
Сотрудничаем с инспекцией по делам
несовершеннолетних, там тоже наши
родители работают. С проблемными
детьми занимаются психологи и
социальные педагоги, если не
помогает, вызываем их с родителями
на Совет по профилактике.
— Я бывала в
других школах, — делится Светлана
Владимировна, — и знаете, чем наша
лучше? Здесь царит атмосфера
доброты и взаимопонимания, все
проблемы решаются сообща. В любой
момент директор в школе, можно
прийти и поговорить.
— Иногда я
даже ругаю себя, — признается
Галина Ивановна, — думаю: надо
ввести часы приема, потому что
порой родитель приходит, а у меня
срочная работа. Но потом думаю: а
вдруг у него проблема неотложная?
Так он изольет мне душу и, глядишь,
все решится. Ведь я директор и
отвечаю за все!
— Ну
хорошо, директор обязан быть днем и
ночью в школе, а у вас, Светлана
Владимировна, свободного времени
много?
— Времени у
меня нет. Я работаю на заводе в
ответственной должности, дома тоже
работы хватает, Но я понимаю, что в
ребенка нужно вкладывать много.
Нужно контролировать всю его жизнь,
если не хочешь потерять. А потом,
это такая радость — быть со своим
ребенком! У нас же родители и
костюмы шьют, и вместе с детьми
концерты ставят. Ходим в кафе,
просто дома всем классом
собираемся…
Все мы в
младших классах проходили притчу о
прутиках, которые легко ломаются по
одному, но не гнутся вместе. Все
проходили, да, видно, не все поняли.
Иначе откуда бы брались школы, где
родители и учителя не очень-то
стремятся работать вместе?
Ольга
НЕНАШЕВА