издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Если первое сентября -- впервые

Если
первое сентября — впервые

И вот настал этот
незабываемый день. Нарядные
ребятишки, улыбающиеся учителя и
родители, море цветов, красивые
слова и… тревога в душе пап и мам:
каково-то придется их первоклашкам
в этой новой жизни? Сумеют ли найти
контакт с учителем, подружиться с
ровесниками? С радостью ли будут
ходить в школу? Вопросы, вопросы…
Возможно, наш сегодняшний разговор
с педагогом-психологом О.В. Середа
даст ответы хотя бы на некоторые из
них.

— Ольга
Валентиновна, можно ли помочь
ребенку адаптироваться к школе? Что
для этого нужно сделать?

— Прежде
всего, у первоклассника должно быть
желание идти в школу. Но сам собой
интерес к познанию, к открытию
нового, конечно, не появится, его
нужно воспитывать, и лучше — с
самого рождения.

Важно, чтобы
к моменту поступления в школу у
малыша сформировались
определенные навыки: например, он
должен уметь вырезать из бумаги,
правильно держать ручку, рисовать в
меру способностей — то есть у
ребенка должны быть развиты руки.
Хорошо, если ваш первоклассник
знает такие термины, как
"больше", "меньше",
"равно", "увеличить",
"уменьшить", если ребенку не
трудно ответить, кем работают
родители, какое сейчас время года, и
так далее. Подготовленный к школе
ребенок чувствует себя увереннее и
встретит меньше трудностей в
обучении.

— А что если
малыш, придя в школу, вообще впервые
попадает в детский коллектив и это
пугает его?

— У
маленького человека меняется
социальная позиция — он становится
школьником. Постарайтесь сделать
эту перемену позитивной: гордитесь
тем, что ваш сын или дочь стали
взрослыми, обязательно поздравьте
их с 1 сентября и попросите сделать
это всех друзей и знакомых. Чтобы у
ребенка не возникло неприязненное
отношение к школе, никогда не
говорите неуважительно или, того
хуже, грубо об учителях и
одноклассниках. Научите своего
школьника правильно знакомиться —
чтобы он, скажем, не пинался,
стараясь привлечь к себе внимание.
Если он сам застегивает пуговицы и
завязывает шнурки (к моменту
поступления в школу он должен это
уметь), подскажите, чтобы помогал
научиться "не умеющим"
одноклассникам: это сближает. Когда
будете встречать ребенка из школы,
познакомьтесь с другими
родителями, договоритесь, чтобы
ваши дети могли ходить друг к другу
в гости, быть вместе вне школы,
например, на игровых площадках,
придумайте для них общее дело.
Когда у первоклассника в новом
коллективе появятся друзья, он
перестанет воспринимать его как
нечто пугающее.

— А если
ребенок не хочет ходить в школу?

— Сначала
нужно разобраться почему. Бывает,
что не понравился учитель — иногда
чисто внешне. Тогда нужно
поговорить с малышом, объяснить,
что не все должны быть, к примеру,
красавцами. Разве лучше было бы,
если б учительница была красивая,
но злая? Или молодая, как в другом
классе, но не такая заботливая? Если
причина в поведении учителя,
поговорите со школьным психологом,
а если его нет — с самим учителем,
расскажите об особенностях вашего
ребенка, что он ценит, а чего не
терпит. Это поможет установить
контакт.

Часто
первокласснику не нравится, что к
нему предъявляют слишком, по его
мнению, жесткие требования. К
примеру, вертится, громко
разговаривает на уроке, ходит по
классу. Подумайте, возможно дело в
том, что ваш ребенок гиперактивный.
Если еще и дома такого непоседу
заставляют сидеть смирно, не
шуметь, где найдет выход его
энергия? Конечно, в школе! Запишите
его в спортивную секцию, больше
гуляйте, позволяйте бегать и шуметь
во дворе. Объясните, почему нельзя
шуметь на уроке. Просто слово
"нельзя" на детей действует
редко, поэтому подчеркните, что он
мешает своим одноклассникам и
учителю.

— Какие
ошибки, на ваш взгляд, чаще всего
делают родители первоклашек?

— Бросаются в
глаза такие ситуации: вот
закончились уроки, родители
встречают ребенка и начинают его
одевать. Дети нервничают, им
кажется, что их унижают. Совет
простой — дайте малышу
самостоятельно одеться.

Поначалу
дети забывают записывать домашнее
задание и вообще не помнят,
задавали ли его. Родителям, когда
они встречают ребенка, нужно
проверить, записал ли он задание.
Ругать его потом дома
неконструктивно. Дети часто,
собираясь в школу, забывают ручки,
тетради. Поэтому родителям стоит
контролировать, как ребенок
собирает рюкзак. Но не нужно делать
это вместо него. Воспитывайте
аккуратность и бережливость.

Соблюдайте
режим дня, чтобы ваш начинающий
школьник не спал на первом и втором
уроках. И еще — он должен получать
полноценный горячий завтрак. А то к
концу первого же учебного года
может заработать гастрит.

Первое время
ребенку понадобится ваша помощь в
выполнении домашнего задания.
Постарайтесь следовать таким
нехитрым правилам:

1. Не
допускайте, чтобы ребенок скучал во
время занятий. Если ему интересно,
он учится гораздо лучше.

2. Повторяйте
упражнения. Если какое-то
упражнение не получается, сделайте
перерыв и вернитесь к нему позднее
или предложите малышу более легкий
вариант.

3. Не
проявляйте излишней тревоги по
поводу недостаточных успехов или
даже некоторого регресса.

4. Будьте
терпеливы, не спешите давать
ребенку задания, превышающие его
возможности.

5.
Постарайтесь соблюдать меру.
Увеличивайте длительность занятий
каждый раз на небольшое время.
Предоставляйте ребенку иногда
заняться тем делом, которое ему
нравится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры