Госсовет даст совет президенту
Госсовет
даст совет президенту
В конце августа в спорах
вокруг реформы образования будет
поставлена точка
Каких только
изменений не претерпело наше
образование за последние десять
лет: прошли всевозможные
эксперименты с методикой
преподавания, появилась
одиннадцатилетка, опубликовано
огромное количество учебных
пособий. Наконец, после стольких
"метаний" Министерству
образования удалось запустить
реальную реформу, основные цели
которой — во-первых, обеспечение
равного доступа к качественному
образованию всех граждан страны
вне зависимости от материального
положения и места жительства, и, во-
вторых, формирование системы
образования, адекватной
требованиям сегодняшнего дня.
В октябре
прошлого года правительство
одобрило концепцию модернизации
системы образования, а совсем
скоро, 29 августа, в Кремле с
участием Владимира Путина
состоится заседание
Государственного совета,
посвященное обсуждению проблем
образования в России. К этому
совещанию рабочей группой
Госсовета под руководством
председателя правительства
Карелии Сергея Катанандова
подготовлен доклад
"Образовательная политика
России на современном этапе".
Рабочей
группе, в которую вошли известные
представители педагогической
общественности, потребовалось
больше трех месяцев, чтобы
выработать документ, вобравший в
себя все ключевые аспекты
реформирования образования. При
этом необходимо особо отметить, что
документ Госсовета ни в коей мере
не отрицает таких важных положений
правительственной программы
реформы образования, как единый
государственный экзамен,
заменяющий школьный выпускной и
вузовский вступительный,
нормативное финансирование,
изменение статуса образовательных
учреждений. Кстати, эксперимент по
проведению единого госэкзамена
(являющегося наиболее объективной
оценкой знаний выпускников школ) в
нескольких субъектах Федерации в
этом году прошел достаточно
успешно. Заместитель министра
образования Виктор Болотов
полагает, что "премьера единого
государственного экзамена в России
состоялась". В следующем учебном
году в эксперименте будут
участвовать уже более 100 тысяч
человек в 10—15 регионах.
По мнению
большинства членов рабочей группы
и экспертов, ознакомившихся с
проектом итогового документа,
основным новшеством документа
Госсовета является признание
необходимости возвращения
государства в среднюю школу.
Сегодня школы находятся на
бюджетах муниципальных органов
власти, у которых зачастую не
хватает денег даже на самые
необходимые мероприятия по
содержанию городского хозяйства.
Отсюда хроническое
недофинансирование школ, задержки
с выплатой зарплат учителям.
Госсовет предлагает финансировать
школы из бюджетов регионов, иными
словами — из государственного
бюджета. Этот шаг гарантирует,
во-первых, своевременную и полную
оплату труда педагогов, а во-
вторых, повышение качества
образовательных услуг,
ответственность за которое будет
нести уже государство.
Еще одним
ключевым положением документа
Госсовета является предложение
изменить систему оплаты труда
педагогов, поднять зарплату, без
чего никакая реформа невозможна.
Наиболее эффективным способом
решить эту проблему является отказ
от начисления зарплаты педагогам в
соответствии с Единой тарифной
сеткой (ЕТС). Эта мера даст
возможность повышать зарплату
учителю быстрее, чем другим
категориям бюджетников. Более того,
рабочая группа Госсовета
предлагает еще несколько мер,
повышающих привлекательность
профессии учителя: предоставление
ссуд на покупку компьютеров и
подключение к Интернету,
регулярное повышение квалификации,
отсрочка от армии
учителям-мужчинам. Эти меры, если
они будут одобрены президентом и
правительством, станут серьезным
шагом вперед по сравнению с
существующей программой реформы
образования.
Наконец,
Госсовет предлагает — еще более
четко и конкретно, чем
правительство, — увеличить
финансирование сферы образования
из федерального бюджета. Как
отметил член рабочей группы
Госсовета, ректор Высшей школы
экономики Ярослав Кузьминов,
Госсовет настаивает на том, чтобы в
ближайшие три-четыре года удвоить
финансирование профессионального
образования и увеличить
финансирование школ минимум в
полтора раза.
Таким
образом, 29 августа Владимир Путин
выслушает доклады Сергея
Катанандова и ряда других
руководителей регионов о
перспективах развития российского
образования и, будем надеяться,
поставит точку в спорах о том, чему
и как будут учить наших детей в
наступившем тысячелетии, каким
будет статус педагога в обществе и
сможем ли мы хотя бы через
несколько лет снова называться
самой образованной страной.
А.
ФИЛАТОВА