Дверь в вузы открывается для лучших
Дверь в
вузы открывается для лучших
В этом году
впервые в нашей стране для более
чем 30 тысяч выпускников школ
Республик Марий Эл, Чувашии, Якутии,
а также Ростовской и Самарской
областей проводился эксперимент по
сдаче единых государственных
экзаменов (ЕГЭ). Этот экзамен был
одновременно и школьным выпускным,
и вступительным в вузы. По условиям
эксперимента требования экзамена
были едиными для всех, принимавших
в нем участие. Примечательно, что в
эксперименте участвовали не только
региональные вузы, но и престижные
столичные. Например, Высшая школа
экономики, Московский
государственный университет
дизайна и технологий, Московский
текстильный университет,
Санкт-Петербургский
государственный педагогический
университет имени А. И. Герцена,
куда по итогам ЕГЭ были зачислены
десятки выпускников школ.
Главным
достоинством эксперимента
является то, что он прошел без явных
срывов. Лишь из-за наводнения
выпускники нескольких районов
Якутии не смогли принять в нем
участие. Остальные регионы,
выбранные для проведения
эксперимента, осваивали новую
форму экзамена. А она действительно
сильно отличается от привычной для
нас. Во-первых, экзамены сдавались в
специальных пунктах, созданных в
крупных городах, куда у каждого
учащегося был персональный
пропуск. Во-вторых, принимали этот
экзамен не педагоги, учившие ребят
несколько лет и так или иначе
заинтересованные в хороших
экзаменационных отметках, а
независимые эксперты, что на
порядок повышает объективность
оценок. И, в-третьих,
педагоги-эксперты проверяли
закодированные работы, не зная имен
их авторов, и постороннее
вмешательство в процесс проверки
было абсолютно невозможно.
В итоге
утечки информации не произошло ни в
одном регионе. А это значит, что
такой форме проверки знаний, как
ЕГЭ, можно доверять. Отличных
оценок было не более 5 %, что,
впрочем, сопоставимо с ожиданиями
школ. Именно такова примерная доля
медалистов. А если они справились с
заданиями ЕГЭ, следовательно,
требования этого экзамена не
превышают требований школьной
программы. Тем самым "пятерки",
полученные на ЕГЭ, отражают
реальные знания учеников. А вот
"двоек" оказалось больше, чем
при обычных экзаменах, — 6,5 — 7,5 %.
Однако это может объясняться не
только низким уровнем подготовки
выпускников, но и пока непривычной
для них формой экзамена. В то же
время по существующим правилам
проведения эксперимента годовая
текущая оценка перекрывала
полученную "двойку", и дети в
этом случае не пострадали.
Все ученики,
которые принимали участие в
эксперименте, кроме обычных
аттестатов зрелости, получили
специальные сертификаты с баллами.
Именно они и стали для них
пропуском в вуз. Например, 14 человек
по итогам ЕГЭ были зачислены в одно
из элитных высших учебных
заведений страны — Высшую школу
экономики.
Эксперимент
по ЕГЭ показал, что единый экзамен
может не только успешно
конкурировать со сложившейся
системой приема в вузы, но и имеет
явные преимущества. Ведь он
устанавливает единое
образовательное пространство и
единые стандарты для всей страны.
Сегодня каждый региональный и тем
более столичный вуз имеет свои
требования к поступающим, которые
подчас гораздо строже школьной
программы, и без дорогостоящих
репетиторов экзамены в такие вузы
не сдать. Такая система не дает
возможности контролировать
процесс приема в вузы, чем, не
секрет, многие из них
злоупотребляют. И за "высокими
требованиями" скрываются на
самом деле "высокие поборы" с
родителей абитуриентов.
Эксперимент
с ЕГЭ и последующее его
распространение уже на всю страну
задумывался прежде всего с целью
сделать высшее образование
доступным для всех желающих вне
зависимости от толщины кошелька и
места жительства. Сдал единые
экзамены в Якутии, не выезжая из
своего городка, отправил документы
в МГУ и, если твой балл, полученный
на ЕГЭ, оказался "проходным"
для университета, стал студентом.
Никаких репетиторов, никаких
поездок в Москву "на авось",
никакой нервотрепки длиной в
полтора-два месяца — сначала на
школьных экзаменах, потом на
вступительных. Ведь сегодня, пройдя
неимоверные испытания, ребенок
зачастую обнаруживает, что в конце
пути ему не хватило какого-нибудь
одного балла до заветной цели. Но не
потому, что он хуже знал, а потому,
что важнее деньги и связи, чем
знания.
В конце
августа в Кремле должно состояться
заседание Госсовета, посвященное
обсуждению проблем образования в
России. Нетрудно предположить, что
собравшиеся на нем губернаторы
среди прочих болезненных тем,
затрагивающих наше образование,
поднимут и тему единого
госэкзамена. Во всяком случае в
документе, подготовленном рабочей
группой Госсовета и получившем
название "Образовательная
политика России на современном
этапе", идея ЕГЭ безусловно
поддержана. Членов рабочей группы
не пришлось долго убеждать в том,
что единый экзамен откроет дверь в
вузы лучшим. А кто они — москвичи из
элитных школ или "новые
Ломоносовы" из Сибири — абсолютно
не важно.
М.
КОРОЛЕВ