"От винта!"
"От
винта!"
Александр
ИВАНОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
На плоту из
этого дерева Тур Хейердал переплыл
океан. Южноамериканская бальса
придала его транспорту такую
легкость и надежность, какую бы не
смог обеспечить ни один из
древесных материалов. Привлекла
она отважного мореплавателя низким
удельным весом и замечательной
прочностью. На эти же свойства
бальсы обратили внимание и
представители еще одного флота —
воздушного. Только не того, который
не сходит с языка, а его младшего
брата, несопоставимо большего по
численности и несравнимо меньшего
по размерам. Комплектует этот флот
огромная армия миниатюрных
летательных аппаратов,
принадлежащих любителям
авиамодельного спорта. Особенно
много почитателей авиамоделизма в
США — там одними лишь
радиоуправляемыми моделями бредят
шесть миллионов человек. Чуть
меньше поклонников, по статистике,
во Франции, Германии, Бельгии. В
России подсчета никто не вел, но
судя по интересу наших
соотечественников, мы, к сожалению,
далеко не впереди планеты всей. В
Иркутске, например, действует всего
шесть авиамодельных кружков, в
которых от силы наберется около
двухсот поклонников. В три раза
меньше их в Саянске. А в Москве —
несколько тысяч. От Америки — мы
отстаем безнадежно по причине
нашей бедности. Авиамоделизм —
спорт высокозатратный. Дешевого
здесь ничего нет. Та же бальса,
идущая на основные крепежные
элементы конструкций, обходится за
один метр чуть ли не в пятьсот
рублей. А один килограмм касторки,
которая добавляется в топливо (его
хватает на пять тренировок), стоит
двести рублей.
Еще для того,
чтобы модель полетела; нужны
лавсановая пленка, стеклоткань,
эфир и, конечно, двигатель. В
результате, как пояснил
руководитель кружка
авиамоделистов жилкинского
филиала Дома творчества N 5
Ленинского района Александр
Кретов, модель весом 170 граммов
выходит чуть ли не золотая.
Разумеется,
для таких кружков материальный
вопрос всегда на первом месте. В
каждом из них с проблемами борются
по-своему. У Кретова их частично
погашают поступления по линии
народного образования. А в основном
ребята, прикипевшие к самолетам,
при случае подрабатывают
где-нибудь и экономят на завтраках
в школе. Таких одержимых в
проблемном Жилкинском околотке
Иркутска каждый год бывает не
меньше тридцати человек. Не всем им
удается достигнуть больших высот
на своих персональных моделях, но
право быть пилотом и механиком
предоставлено каждому. А
выбившиеся в лидеры испытывают
ресурсы пилотируемых объектов на
соревнованиях высшей лиги. Четыре
года подряд команда не пропускала
ни одного соревнования на
традиционных этапах Кубка мира и
чемпионата России по кордовым
моделям в Екатеринбурге. В
состязаниях воздушного боя
взрослые и дети работают стабильно,
занимая 15, 16 и 18 места. Показатель
этот не самый слабый, если учесть,
что на таких соревнованиях бывает
представлено более полусотни
экипажей. Участвуют кружковцы и в
чемпионатах Сибири и Дальнего
Востока. С состязаний этого ранга
они еще ни разу не возвращались без
призовых мест. Сейчас опять
готовится группа для поездки на
этот чемпионат. Честь команды будут
защищать Стас Протасов, Андрей
Контаков, Андрей Барашнин,
Александр Акиньшин. Другим ребятам
право "порулить" моделью
предоставляется на городских и
областных соревнованиях.
Состязания этого ранга дают многим
из них возможность в условиях
реального боя продемонстрировать
навыки управления моделью: делать
поворот на горке, "полет на
спине", завязывать "мертвую
петлю"…
В кружке идут
и теоретические занятия. На них
изучаются технические
характеристики самолетов,
параметры которых и в самом деле
удивительны. Например, при объеме
движка всего в 2,5 куб.см и весом в 130
граммов двигатель модели развивает
30 тысяч оборотов в минуту — столько
делает настоящий мотор в турбинах
больших самолетов. Приобщаясь к
конструкторской деятельности,
самые толковые ребята ломают
голову над созданием своего
детского двигателя. На тигельной
установке, умещающейся в кастрюле,
отливают корпуса моторов. На
миниатюрном токарном станке
вытачивают и шлифуют валы. До
завершающей стадии еще далеко, но
многие конструктивные особенности,
придуманные в кружке, уже обкатаны
на действующих моделях.
Порой моторы
собираются из металлолома, который
уже не однажды списывался и
готовился в утиль. Найти же готовую
деталь или двигатель — даже в
областном центре проблема. "И
как, — удивляется Кретов, — наши
предприниматели упускают такой
шанс увеличивать свое состояние?
Вероятно, мало кто осведомлен, что
нашим отечественным двигателям нет
конкурентов за пределами
России". Изготовленные, как
правило, в штучном производстве,
они идут нарасхват у заграничных
поклонников авиамоторного спорта.
Наша продукция послушна на больших
углах атаки, прекрасно держит малые
высоты, замечательно ведет себя на
предельных скоростях.
Таких
возможностей как у богатых
американцев, у кружка Кретова нет.
Приобрести новый двигатель —
значит разорить клуб. Но у него, чем
он себя утешает, есть горстка
ребятишек, для которых команда
"От винта!" стала смыслом
жизни.
Кстати, в
День Воздушного Флота для
любителей авиамодельного спорта в
Иркутском аэропорту будут устроены
показательные выступления.