Вуз выезжает в глубинку. За студентами
Вуз
выезжает в глубинку. За студентами
В жизни
высших учебных заведений области с
окончанием учебного года не
уменьшилось забот. Важнейшая из них
— комплектование первых курсов
очного обучения
25557
выпускников средних школ,
колледжей и среднетехнических
училищ отстаивали право быть
студентами избранного ими
государственного вуза. По
аттестации вузовских
предметно-экзаменационных
комиссий к занятиям по очной
системе должны приступить 6535 новых
студентов.
Это и многие
другие направления работы вузов
курирует совет ректоров высших
учебных заведений. Он
заинтересован в том, чтобы
выпускники средних школ имели
равные возможности для поступления
в вузы и средние специальные
учебные заведения. К сожалению,
многие ребята из отдаленных
районов лишены таких возможностей.
Причиной этому дорогостоящий
проезд, отсутствие необходимых
средств у родителей.
Совет
ректоров многократно прорабатывал
всевозможные варианты разрешения
сложившейся проблемы в интересах
рабочей и школьной сельской
молодежи, чтобы помочь им
воспользоваться конституционным
правом на получение высшего и
среднего специального образования.
Было решено в
наиболее отдаленные районы
направлять
предметно-экзаменационные
комиссии, в состав которых вводить
преподавателей иркутских вузов. В
качестве эксперимента был избран
Катангский район.
Эту идею
настойчиво и последовательно
отстаивал, еще будучи мэром г.
Иркутска, член совета ректоров Б.А.
Говорин. Он и по сей день считает
крайне необходимым проводить
вступительные экзамены
выпускников средних школ
непосредственно в отдаленных
районах. Многолетняя практика
работы выездных
предметно-экзаменационных
комиссий в Катангском районе себя
оправдала. Поэтому было решено
направить в 2000 году аналогичные
комиссии в Бодайбинский и
Мамско-Чуйский районы. Однако
администрации этих районов по ряду
причин не смогли принять у себя
вузовские комиссии.
В феврале
этого года в совет ректоров стали
поступать просьбы от глав
администраций отдаленных районов
провести вступительные экзамены в
райцентрах. Учитывая тяжелую
обстановку, сложившуюся в
Жигаловском, Усть-Кутском,
Катангском районах, пострадавших
от наводнения, губернатор области
Б.А. Говорин обратился в совет
ректоров вузов с просьбой
организовать выездные
вступительные экзамены в этих
районах, а также в Бодайбинском и
Мамско-Чуйском.
Учитывая
обращение губернатора и глав
районных администраций, совет
ректоров поручил руководителям
вузов обеспечить прием
вступительных экзаменов
выпускников средних школ: в
Жигалово — ректору экономической
академии Винокурову М.А.; в Киренске
— ректору лингвистического
университета Воскобойнику Г.Д.; в
Усть-Куте — ректору института
инженеров железнодорожного
транспорта Суркову Л.П.; в Бодайбо и
Маме — ректору технического
университета Головных И.М.; в
Ербогачене — ректору
педагогического университета
Гаврилюку А.В.
Абитуриентам,
успешно сдавшим экзамен,
гарантировался допуск к участию в
конкурсе в вузах и специальных
средних учебных заведениях.
Результаты
экзаменов, проведенных выездными
предметно-экзаменационными
комиссиями, настраивают на
серьезные размышления. Они
подтвердили стремление школьной
молодежи к продолжению обучения в
вузах по избранной специальности и
в то же время недостаточную
общеобразовательную подготовку,
чтобы на равных участвовать в
конкурсном отборе. Причин этому
немало. Отдаленные сельские школы
испытывают острый недостаток в
учителях-предметниках. Об этом в
мае говорилось на заседании
"круглого стола" ректоров
вузов с директорами 27 школ г.
Иркутска.
Ректораты
вузов много сделали по укреплению
связи высшей и средней школы.
Реализуются программы
непрерывного многоступенчатого
образования "Дошкольные
образовательные учреждения, школы,
колледж, вуз, послевузовское
образование". Они призваны
обеспечивать преемственность в
образовательном процессе как
необходимое условие высокого
качества обучения,
соответствующего потребностям
современного общества.
Какую же
помощь могут оказать вузы школам
отдаленных районов? В первую
очередь — предоставлением
информационной литературы о
специальностях, что исключает
случайный выбор вуза и будущей
специальности. Непосредственным
помощником в этой работе могут
стать вузовские подготовительные
курсы, располагающие хорошими
методическими разработками по
предметам, выносимым на
вступительные экзамены, заданиями
с последующей проверкой их
исполнения.
В подготовке
к поступлению в вуз могут быть и
другие не менее эффективные
варианты. Командировки членов
предметно-экзаменационных
комиссий в отдаленные районы будут
целесообразны только при условии
серьезной подготовки школьников к
поступлению в вуз или в средние
специальные учебные заведения.
В.Д.
ФЕДОСЕЕНКО,
ученый
секретарь
совета ректоров вузов