Умеем строить и защищать
Умеем
строить и защищать
История
российских железнодорожных войск
берет начало в 1851 году на последнем
этапе строительства
Санкт-Петербургской железной
дороги. Специальные воинские
формирования начали свою службу по
охране и эксплуатации первой
российской железной дороги.
Первой их
проверкой в боях стала
русско-турецкая война 1877—1878 годов.
У нас, в Приангарье, во время
русско-японской войны в феврале 1904
года военные железнодорожники
проложили по льду Байкала
рельсовый путь в 44 километра. И за
месяц, до середины марта, было
перевезено 2310 вагонов с грузами. Но
переправа не справлялась с
возрастающим потоком. Пришлось
строить обходной путь вокруг
Байкала. И каждые сутки стали
пропускать семнадцать пар поездов.
А уже в мае воины-железнодорожники
участвовали в обороне фортов
Порт-Артура, а затем и при защите
последних укреплений на горе
"Высокой".
История
желдорвойск неотделима от истории
нашей страны и ее Вооруженных Сил. В
наших войсках долгие годы служил
человек-легенда, проживший сто лет.
Возможно вам знакомо его имя — Илья
Григорьевич Старинов. Это живая
книга железнодорожных войск,
участник четырех войн. Не случайно
в созвездии Льва землянам светит
огонек его имени.
Военные
железнодорожники участвовали в
событиях на КВЖД, в Западной
Белоруссии, Бессарабии, Прибалтике
и в трудную зиму советско-финской
войны. Но самый серьезный экзамен,
как и все советские люди, мы держали
в годы Великой Отечественной войны.
Минеры
обезвредили и уничтожили более
двух миллионов мин противники
свыше 60 тысяч авиабомб. Было
восстановлено и построено 2756
больших и средних мостов. Только за
первые шесть месяцев с начала войны
на фронтах и прифронтовых
магистралях был выполнен объем
работ, равный постройке новой
железнодорожной линии
протяженностью 400 километров. За
все же время войны восстановлено и
построено железнодорожными
войсками и формированиями НКПС
около 127 тысяч километров путей, по
которым было доставлено на фронте
443 тысячи оперативных и
снабженческих поездов, или около 20
миллионов вагонов. Такой состав
опоясал бы земной шар более шести
раз. За этими цифрами — живые люди,
стойкость и массовый героизм
личного состава войск, горечь утрат
и радость побед.
В наших рядах
служил сержант Виктор Петрович
Мирошниченко. Ценой своей жизни он 4
октября 1941 года на реке Снопать
взорвал мост вместе с танками и
пехотой немецко-фашистских
захватчиков. Одному из первых ему
было присвоено звание Героя
Советского Союза. Это было в первый
период войны. А 25 апреля 1945 года в 18
часов старший сержант Андрей
Лесников, машинист 14-й роты 29-й ж.д.
бригады I Белорусского фронта,
привел первый советский поезд с
крепостными орудиями в
Берлин-Лихтенберг. Имя нашего героя
Андрея Егоровича Лесникова
увековечено в главном музее
Великой Отечественной войны в
Москве, на Поклонной горе. Этот день
25 апреля 1945 года стал для военных
железнодорожников Днем воинской
славы желдорвойск.
Победа
принесла новые заботы
воинам-железнодорожникам. Это
особенно наглядно видно на примере
нашего Приангарья. Сразу после Дня
Победы прибыли на сооружение новой
обходной линии Слюдянка — Иркутск
6-я и 7-я железнодорожные бригады,
затем им на смену
передислоцировались части 36-й и 19-й
желдорбригад, 4-й ж.д. полк и 32-й
мостовой батальон. В шестидесятые
годы 17-я и 19-я бригады принимают
участие в строительстве магистрали
Абакан — Тайшет. А потом БАМ! В
среднем на территории России
желдорвойсками вводится ежегодно в
эксплуатацию около пятисот
километров железных дорог
различного назначения.
Военнослужащие
железнодорожных войск и в мирном,
созидательном труде проявляют
высокий профессионализм,
способность быстро и качественно
вести восстановительные работы.
Вспомним их участие в ликвидации
последствий аварии на
Чернобыльской АЭС, в чрезвычайных
ситуациях после землетрясения в
Армении, в восстановлении движения
поездов после аварий и стихийных
бедствий на Сахалине, в Бурятии,
Арзамасе, Свердловске, на Северном
Кавказе, в Чеченской республике.
С учетом
новых задач 1 декабря 1999 года принят
Госдумой Закон "О
железнодорожных войсках
Российской Федерации". Законом
определено, что руководство
железнодорожными войсками
осуществляет президент РФ. Вручая
личный штандарт командующему
войсками генерал-полковнику Г.И.
Когатько, президент В.В. Путин
сказал, что военные
железнодорожники вписали много
славных страниц в ратную летопись
нашей Родины, а сегодня на их плечах
лежат важные задачи по
техническому прикрытию ряда
объектов железных дорог, с которыми
они с честью справляются.
Ветераны
железнодорожных войск, проживающие
в Иркутской области, в 1965 году
образовали свой совет, который
направляет и координирует работу
однополчан ж.д. войск — участников
Великой Отечественной войны.
Несмотря на преклонный возраст,
каждый из нас верен славным
традициям военных
железнодорожников, и 150-летний
юбилей встречаем с хорошим
настроем, оптимизмом, принимая
посильное участие в работе
городских и районных советов
ветеранов области.
С
праздником, друзья-однополчане!
Доброго вам здоровья!
Дмитрий
ЛЕБЕДЕВ
полковник в отставке
председатель совета ветеранов