Пусть наша встреча повторится!
Пусть
наша встреча повторится!
Арнольд БЕРКОВИЧ
Бурятский
академический театр оперы и балета
завершил свои гастрольные
выступления в Иркутске и, нам
кажется, есть необходимость дать
некоторое обобщение этому
культурному событию в жизни нашего
города. Надо сказать, что иркутяне
давно и справедливо считают этот
театр своим, коллектив приезжает к
нам с полновесным репертуаром,
отдельные солисты выступают на
концертных подмостках филармонии,
участвуют в национальных бурятских
праздниках. И это прекрасно. В виду
отсутствия в Иркутске своего
оперного театра Бурятский
академический выполняет
прекрасную культурную миссию,
знакомят иркутского зрителя с
лучшими образцами классического и
современного оперного и балетного
искусства.
В прошлые
гастроли театр привозил большую
часть отечественной классики,
сегодня приоритет отдан
зарубежной. Д. Верди, Ж. Бизе, К.
Сен-Санс, Д. Пуччини, Г. Доницетти, А.
Адан, Д. Россини, произведения
которых составляют основу нынешних
гастролей, с одной стороны,
безусловно обеспечивают живейший
интерес широкой публики, с другой,
позволяют театру в значительной
мере показать потенциальные
творческие возможности и силы.
Надо сказать,
что театр располагает прекрасными
молодыми вокалистами, которые
пришли на смену корифеям К.
Базарсадаеву, О. Аюровой, Г.
Шойдагбаевой, В. Бальжинимаеву. Это,
в первую очередь, очаровательная В.
Васильева, обладательница
прекрасного по силе, окраске
сопрано, одинаково объемно,
поэтично и трагически звучавшего в
пиано и форте в партии Виолетты в
опере Дж. Верди "Травиата" и
волнующе трогательно в партии
Фраскиты в опере "Кармен".
Певица умеет проникать в существо
роли, отличается явственным
уважением к музыкальному тексту и в
довершение всего обладает огромным
сценическим обаянием. Это
позволяет нам считать Веру
Васильеву счастливым открытием
гастролей.
Еще одно имя,
которое уже сейчас позволяет
предугадать будущее оперного
театра, — это Туяна Дамдинжапова,
тоже сопрано, я бы сказал
миниатюрного, достаточного
диапазона и красивой тембровой
окраски. Актриса владеет им с
легкостью, овладевая высокими
нотами, нигде не прибегая к
звуковому напряжению. В ней столь
же выражен драматизм и ее Виолетта
столь же обаятельна и трагична, как
и у В.Васильевой.
Очень хорош
Тагмит Танхаев практически во всех
партиях, нами услышанных, но я бы
отметил его Жермона в той же
"Травиате", которому артист
придал человечность, уйдя от
шаблонно статичного исполнения
роли. Голос Т. Танхаева красивой,
благородной окраски, ровно
звучащий во всех регистрах,
звукоизвлечение свободное и
уверенное, что дает возможность
певцу свободно двигаться,
естественно взаимодействовать с
партнерами.
Безусловно
ярко проявила себя в нынешних
гастролях Татьяна Шойдагбаева. Мы
уже писали о ее уверенной и яркой
работе над партией Далилы в опере
"Самсон и Далила", а сейчас
хочется отметить и ее Кармен,
красивую, зажигательную. Певица,
мне кажется, справедливо лишила
свою Кармен мистических черт,
сделав упор на поэтической
чувствительности, легкой
подвижности и женственной
привлекательности. Татьяна
Шойдагбаева, безусловно, опытная и
артистически зрелая актриса и
певица, которой доступны любые
вокальные партии. Далила тому
подтверждение. Нельзя не отметить
Оксану Хингееву, широкий вокальный
и актерский диапазон которой
позволяет с равной степенью
качественности спеть и сыграть
Далилу и Розину ("Севильский
цирюльник"), Сузуки
("Чио-чио-сан") и Флору
("Травиата").
Можно было бы
назвать еще добрый десяток имен
солистов театра, которые,
несомненно, будут еще многие годы
определять его творческий
потенциал.
На фоне
достаточно крепкого состава
вокалистов обескураживающей
слабостью Бурятского оперного
театра является оркестровый
состав: чрезвычайно бедная
скрипичная группа и из-за малого
числа первых скрипок порою альты
неоправданно "солируют" в
оркестре. Совершенно беспомощны
духовые и потому их звучание — это
нелегкое испытание для слушателя.
На мой взгляд, требуются
решительные меры по укреплению
музыкальной основы театра.
Обнадеживает приход в театр
лауреата международных конкурсов
Людвига Яновицкого — дирижера,
обладающего большим опытом работы
в лучших театрах страны и
симфонических оркестрах, умеющего
подчинить задачам спектакля даже
нынешний оркестр Бурятского
театра. Мне кажется, присутствие в
театре Л. Яновицкого необходимо
использовать как можно полнее,
чтобы в театре звучал настоящий
оркестр.
Оперный
спектакль, безусловно, по сути
своей консервативен, действующие
лица практически "замкнуты" на
дирижере и потому роль режиссера в
опере как бы второстепенна, хотя
утверждение это далеко не
бесспорно. Но, я думаю, абсолютно
прав великий оперный режиссер
Борис Александрович Покровский,
когда утверждал: "Для меня важно
не действие, описанное словами в
либретто, а соотношение музыки с
этим действием". Как это мудро и
как правильно соотносит две
равновеликие постановочные силы в
оперном спектакле. Бурятскому
театру нужны режиссеры, почти сезон
присутствия в театре режиссера из
Франции, нашего соотечественника в
прошлом, Евгения Курохтина пошел на
пользу: появилась опера "Самсон и
Далила", мюзикл "Оливер",
новая сценическая редакция
"Травиаты". Традицию
приглашения опытных режиссеров
необходимо продолжить, как,
впрочем, нужно иметь и главного
режиссера, и главного дирижера,
определяющих стратегию
художественного творчества театра.
Я думаю,
когда театр едет на столь
ответственные гастроли,
Министерство культуры Бурятии
должно выделять театру
дополнительно средства для
обновления декораций и костюмов,
которые сегодня часто не
выдерживают никакой критики. В
программах спектаклей необходимо
внести изменения званий, указывать
четко фамилии и инициалы, ибо это
характеризует лицо театра, его
культуру.
Бурятский
оперный театр второй год приезжает
в Иркутск и мы независимо от
некоторых критических замечаний
завершаем эти заметки с искренним
пожеланием — пусть наша встреча
повторится!