Трагедия любви и коварства
Трагедия
любви и коварства
Арнольд БЕРКОВИЧ
засл. работник культуры Российской
Федерации
6 июля Бурятский театр оперы и
балета представит иркутянам
премьеру сезона "Самсон и
Далила"
Третье
тысячелетие Бурятский
академический театр оперы и балета
ознаменовал постановкой оперы
французского композитора Камила
Сен-Санса "Самсон и Далила".
Сен-Санс занимает почетное место в
мировой музыкальной культуре.
Являясь блестящим пианистом,
органистом, дирижером, Камил
Сан-Санс оставил нам образцы
великолепного композиторского
творчества практически во всех
музыкальных жанрах. Достаточно
напомнить, то он автор трех
симфоний и четырех симфонических
поэм, в том числе часто исполняемой
на концертной эстраде "Пляски
смерти". На его музыку из сюиты
"Карнавал животных"
балетмейстер Михаил Фокин поставил
для великой Анны Павловой
бессмертного "Умирающего
лебедя". Сен-Санс написал и
несколько опер, но мировое
признание обрела лишь опера
"Самсон и Далила". Он писал ее
долгих 11 лет и закончил лишь в 1877
году, но премьера в Париже была
осуществлена только в 1892 году. И это
было не потому, что она не
привлекала оперных режиссеров и
певцов, а потому, что многие
соотносили ее действие с рядом
исторических и политических
ситуаций, происходящих в мире, и
часто считали ее постановку
несвоевременной.
Партитура
оперы написана композитором в
полном соответствии с основами
программного симфонизма. Пожалуй,
именно в "Самсоне и Далиле"
автору удалось музыкально
представить всю сложнейшую гамму
трагедии любви и предательства,
составить незабываемый колорит
сюжета, который отнюдь не
доминирует, не ограничивает оперу
территориальными масштабами, а
проповедует торжество
божественной справедливости и
неизбежности возмездия за
свершенное дело.
В опере
Сен-Санса труднейшие вокальные
партии не только у героев первого
плана, но и второстепенных, хотя
если говорить по большому счету,
это деление у композитора весьма
условно.
Оценивая
новую премьеру Бурятского театра
оперы и балета, мы, несомненно, в
первую очередь отметим
колоссальную работу, которую
провел музыкальный руководитель
оперы "Самсон и Далила"
лауреат международных конкурсов
Людвиг Яновицкий. Это буквально
революция в оркестре, ибо он сумел
создать единый органичный и
профессиональный оркестровый
инструмент, которому по силам
оказались задачи французского
композитора.
Оркестр
звучит интонационно чисто,
взволнованно и органично действуя
в роли аккомпаниатора и
солирующего компонента. Даже
извечно трудные духовые в нынешней
работе являют нам достойный
образец музыкального содружества и
понимания коллективного
творчества. Людвиг Янковицкий —
дирижер неординарный, обладая
явственной широтой и глубиной
музыкальной культуры, он
отличается особой способностью
личностной интерпретации
музыкального материала, что
придало и опере "Самсон и
Далила" свое видение,
миропонимание, при сохранении
ощутимого уважения и ценности
музыкального первоисточника.
Художническая натура дирижера
проявляется во всем: умении
руководить действием на сцене и
оркестром, особой артистичности
дирижирования, внешней
одухотворенности и, самое главное,
в необыкновенной
работоспособности, благодаря чему
сегодня можно говорить о
возрождении оркестра в театре.
Только бы это сохранить и
приумножить!
Спектакль
"Самсон и Далила" носит также
выраженный режиссерский характер.
Режиссер-постановщик Евгений
Курохтин творчески переосмыслил
изначально статичное действие
оперы: он вывел из закулисья хоры, и
они стали активной частью
происходящих на сцене событий.
Впечатляющим стало удлинение
глубины сцены, благодаря чему храм
Дагона обрел большую масштабность,
а выходящие из него иудеи
действительно выглядят
внушительно и выразительно.
Режиссер практически всех
действующих лиц заставил активно
существовать, зримо передавать
чувства и взаимоотношения, и опера
ожила — она стала зрелищной и
многокрасочной. Режиссерская
работа Е. Курохтина отличается
стремлением к нестандартности,
легкой изящности, которые
овеществлены актерской игрой,
обеспечивают успех зрительского
восприятия.
Партию
Далилы в премьерном спектакле
исполняют народная артистка
Республики Бурятии Татьяна
Шойдагбаева и Оксана Хингеева.
В трактовке
Татьяны Шойдагбаевой Далила —
зрелая и многоопытная женщина,
умеющая за показной нежностью
скрывать неистребимую ненависть,
испытывающую наслаждение от
интриги и коварства. Все смены
физического состояния Далилы
находят яркое отражение в полных и
глубоких нотах прекрасного голоса
Шойдагбаевой: то завораживающего,
то плотоядного, то грозно
рокочущего, но всегда совершенного
в тембровых красках и масштабного в
диапазоне.
У Оксаны
Хингеевой Далила более юная, более
экспрессивная и как бы находящаяся
на пути коварной хищницы. Оттого
становится понятным, почему
опытный Самсон поддался чарам
обольщения. Меццо Хингеевой более
высокое, ей более свойственна
лиричность, голосовая эмиссия
носит более плавный характер, но
столь же убедительный во всех
регистрах.
Не могу не
восхититься высоким творческим
потенциалом народного артиста СССР
Дугаржапа Дашиева. Он вновь
продемонстрировал, что он мастер,
которому по плечу оперные партии
мирового масштаба. Обладая
красивым и мужественным голосом,
ярко выраженным драматическим
талантом, Дугаржап Дашиев
монументален в образе
Самсона-вождя, искренне нежен в
роли Самсона — возлюбленного и
трагически решителен в своей
обреченности Самсона плененного.
Привлекателен
Самсон и у народного артиста
Республики Бурятии Батора Будаева,
но здесь еще много
нереализованного и в смысле
драматургии образа, и в вокальном
отношении.
Безусловно,
дополняет ансамбль творческих
достижений актерские работы
Николая Сибирякова в партии
Верховного жреца и нар. арт. РБ
Баира Цыденжапова в роли Абомелеха.
Всяческих
похвал заслуживает хор.
Заслуженный деятель искусств
России хормейстер Борис Ким сумел
создать на сцене удивительное по
красоте полифоническое звучание
хорового коллектива, активно
живущего в сюжете и
представляющего не одноликую
разноголосую массу, а
высококачественное творческое
объединение вокалистов в лучшем
смысле этого слова.
Блестяще, в
духе театральной монументальности
выполнены декорации засл.
работником культуры РБ Михаилом
Болоневым. В них есть и кажущаяся
простота, и четко выраженная эпоха,
и экономный символизм, еще раз
подчеркнем, истинная
театральность, которые придают
необыкновенный шарм оперному
спектаклю.
Следует
приветствовать и достаточно
успешный дебют балетмейстера
Екатерины Белоусовой.
Выдающийся
мастер оперной сцены народный
артист СССР, Лауреат Ленинской и
Государственной премий Борис
Покровский писал: "В безмерном
богатстве выразительных средств
оперного искусства таится и
скрытая опасность. Если зритель
будет слушать только голос певца и
только разглядывать декорации.., то
спектакль в лучшем случае
останется только развлечением.
Только спектакль, обладающий
настоящим оперным синтезом, может
до конца выявить достоинства
творчества композитора,
многократно усилить действенные
возможности всех составляющих этот
спектакль компонентов".
Это факт — на
сцене Бурятского академического
театра оперы и балета родился
настоящий, полноценный и
полнокровный спектакль. Имя ему —
"Самсон и Далила".